РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Членство в профсоюзе»
Как стать членом Российского профсоюза моряков?
Нужно обратиться в любую, территориально удобную организацию профсоюза. Их полный список можно найти в разделе «Территориальные/первичные организации». Для вступления в РПСМ достаточно заполнить заявление и заплатить вступительный взнос, после чего выдается членский билет. Членство в РПСМ гарантирует защиту прав и интересов, получение юридических консультаций по любым вопросам, помощь в трудных и спорных ситуациях, ряд других преимуществ.
Где можно узнать размер ставок для всех членов экипажа?
Размер ставок смотрите в разделе «Для Моряков» / «Договоры».
Профсоюзные взносы / Утрата членства
Если вы состоите на учете в РПСМ, но не платите взносы больше шести месяцев, то членство в профсоюзе утрачивается. Его можно восстановить: нужно прийти в профсоюз, заплатить вступительный взнос и возобновить карточку.
Судно под российским флагом. Из моей зарплаты вычитают сумму для отчисления в профсоюз. Как узнать, являюсь ли я членом профсоюза?
Если судно работает под российским флагом, то отчисления в профсоюз происходят по личному заявлению моряка. Без личного разрешения никто не имеет права высчитывать членские взносы. Следует обратиться в бухгалтерию компании, где вам обязаны предоставить информацию, куда и на основании какого документа были произведены удержания профсоюзных взносов.
Судно под норвежским флагом, компания ежемесячно перечисляет 2% моей заработной платы в соответствии с CollectiveBargingAgreement в пользу Российского профсоюза моряков. Означает ли это членство в РПСМ?
По условиям Норвежских коллективных договоров все члены экипажа, работающие на судах под норвежским флагом, на которых распространяется действие колдоговора, выплачивают профсоюзные (тарифные) взносы. В период работы на судне на любого моряка распространяются все права члена профсоюза – подписанта коллективного договора. Обращаем внимание: чтобы иметь постоянную защиту РПСМ и ITF, вне зависимости от того, находитесь ли вы на судне или на берегу, необходимо вступить в профсоюз в индивидуальном порядке и получить членскую карточку.
Занимается ли РПСМ трудоустройством моряков?
В соответствии с Уставом Российского профсоюза моряков, основные цели и задачи РПСМ состоят в защите трудовых прав членов профсоюза, а трудоустройством занимаются круинговые компании. Однако мы всегда советуем морякам прийти в профсоюз перед устройством на работу и получить информацию о репутации потенциального работодателя, узнать, не нарушал ли он ранее права моряков, не попадал ли в «черный список» ITF, не находится ли на грани банкротства. В разделе «Круинговые компании» на сайте РПСМ можно найти список сертифицированных круинговых компаний.
Защита прав / Долги по зарплате»
Как долго могут задерживать выплату зарплаты?
Никто не имеет права задерживать заработную плату. Но как показывает практика, с моряками такое случается. Если вы являетесь членом профсоюза, вам следует обратиться в РПСМ, чтобы уладить трудовой конфликт. В том случае, если вы не являетесь членом профсоюза, советуем попросить от судовладельца гарантийное письмо с указанием сроков, когда деньги будут выданы. Если компания нарушит условия, вам понадобится помощь транспортной прокуратуры или адвоката, специализирующего на морском праве. Для подтверждения задолженности у вас должны быть при себе все соответствующие документы.
Как получить долг по зарплате? Работаю на судне под российским флагом, членом профсоюза не являюсь.
Для разрешения сложившегося трудового конфликта необходимо обратиться в транспортную прокуратуру по месту нахождения компании судовладельца с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту совершения преступления, предусмотренного ст. 145-1 УК РФ «Задержка выплаты заработной платы». Дополнительно можно подать заявление о защите нарушенного права на заработную плату. Оба заявления могут быть написаны в произвольной форме,в них нужно подробно описать, когда заключен контракт, его реквизиты, условия оплаты труда, расчёт задолженности, дату списания с судна,какиемеры приняты вами по урегулированию трудового конфликта с компанией мирным путем. Закончить заявление нужно просьбой о возбуждении уголовного дела или вынесении в адрес компании меры прокурорского реагирования, направленного на устранение нарушения сроков выплаты зарплаты.
В качестве альтернативы можно обратиться в суд по месту нахождения компании судовладельца или по месту нахождения судна с заявлением об обеспечении морского требования и аресте судна. В этом случае лучше заручиться поддержкой адвоката, специализирующегося на морском праве. Кроме того, если вы выберете вариант обращения в суд, нужно иметь ввиду, что в соответствии с положением Трудового кодекса РФ, установлен трехмесячный срок обращения в суд с исковым заявлением о взыскании заработной платы с момента образования задолженности.
Также мы советуем вам не медлить с вступлением в профсоюз, поскольку в будущем, если что-то подобное повторится, за урегулирование трудового конфликта возьмется профсоюзная организация. Кроме того, вы сможете получать и другие виды помощи, например, – консультацию о потенциальном работодателе, круинговой компании или по конкретному судну. Найти территориально удобную организацию, чтобы вступить в профсоюз, можно в разделе «Территориальные/первичные организации» на сайте РПСМ.
Помогает ли РПСМ не членам профсоюза?
В соответствии с Уставом Российского профсоюза моряков, организация ведет свою деятельность и существует на взносы членов профсоюза, соответственно 99% времени тратятся на защиту трудовых прав и представление социально-экономических интересов людей, имеющих членскую карточку и платящих взносы. В исключительных случаях РПСМ оказывает помощь морякам – не членам РПСМ, когда они попадают в проблемную ситуацию вместе с членами профсоюза.
Охрана труда / Соцобеспечение / Выплаты / Компенсации / Пенсии»
Положена ли компенсация по случаю смерти?
Если на судне действует коллективный договор, то в нем должны быть оговорены обязанности Компании в случае смерти моряка. Например, в коллективном договоре ITF/РПСМ по ТСС для экипажей судов под удобным флагом предусмотрено, что в случае смерти моряка во время его работы в Компании по любой причине, включая смерть по естественным причинам и смерть во время дороги на судно или с судна, или в результате несчастных случаев на море или других подобных, Компания обязана выплатить компенсацию назначенному выгодополучателю и каждому ребенку на иждивении, не достигшему 18 лет, но не более чем четырём. Компания должна также за свой счет транспортировать тело до дома моряка – там, где это рационально и по просьбе семьи, и оплатить стоимость ритуальных услуг.
Работодатель игнорирует обращения по поводу несчастного случая на судне. Что можно предпринять?
Если вы получили травму на борту судна под российским флагом, то согласно ст. 227-231 Трудового кодекса РФ работодатель обязан провести расследование причин получения травмы и выдать на руки один экземпляр акта по форме «Н-1». Если он этого не сделает, вы имеете право адресовать жалобу в Государственную инспекцию по охране труда в городе по месту регистрации судовладельца. В том случае, если вы работаете на судне под удобным флагом, рекомендуем обратиться в РПСМ, где можно получить более подробную консультацию.
Чтобы получать в будущем пенсию за отработанное под иностранным флагом время, как лучше поступить – самостоятельно заключить договор с ПФ РФ или стать ИП и перечислять 13%? Нужно ли при этом становиться членом Российского профсоюза моряков?
РПСМ рекомендует самостоятельно заключить договор с Пенсионным Фондом РФ или негосударственным Пенсионным Фондом. Период работы под иностранным флагом пойдет в трудовой стаж и будет засчитан при начислении пенсии по достижении соответствующего возраста. Относительно второго вопроса, по нашему мнению, быть членом профсоюза нужно, однако решение об этом каждый принимает самостоятельно. Членство в профсоюзе дает множество преимуществ. Если начать с малого, то это консультации. Перед выходом в рейс можно уточнить любую информацию о судовладельце и круинговом агентстве, наличии коллективного договора на судне, сталкивался ли профсоюз с компанией и по каким причинам. Юристы РПСМ могут оказать консультации об отчислениях в ПФ и ряду других вопросов, не связанных с работой в море. В случае возникновения трудовых споров на судне, касающихся репатриации, оплаты труда, больничного, наличия спецодежды, снабжения – в общем, всего из чего состоит работа моряка, РПСМ всегда безвозмездно приходит на помощь членам профсоюза.
При прерывании контракта по собственной инициативе нужно ли оплачивать дорогу сменщику?
Если судно работает под коллективным договором, одобренным ITF, то по уважительной причине, например, болезни супруги, подтвержденной документом, судовладелец обязан оплатить репатриацию моряка и прибытие сменщика. Однако если у вас нет причины для списания, а работать вы больше не хотите на судне – дорога оплачивается за свой счёт, а замена оплачивается компанией. В случае, когда судно работает без коллективного договора, необходимо изучать условия репатриации, прописанные в трудовом договоре.
Выплачиваются ли суточные при условии закрытия-открытия госграницы, но без захода в иностранный порт?
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р установлены предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний для: старшего командного состава – от 12 до 17 долларов США; остального командного состава – от 11 до 14 долларов США; рядового состава – от 8 до 10 долларов США. Предусмотрено, что указанные выплаты производятся за каждые сутки заграничного плавания независимо от его продолжительности и относятся на эксплуатационные расходы судовладельцев. Также предусмотрено, что конкретный размер выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов устанавливается судовладельцем в соответствии с пунктом 1 настоящего распоряжения с учетом классификации и вида флота. Таким образом, заход судна в иностранный порт не является условием выплаты иностранной валюты взамен суточных.
Обязана ли компания выплачивать дополнительные деньги за пребывание в опасной зоне (HighRiskArea), если на судне имеется вооруженная охрана?
Пребывание в зонах высокого риска оплачивается независимо от наличия на борту судна дополнительной охраны. На сайте ITF можно найти список зон повышенного риска, а также условия дополнительной оплаты, согласованные на Международном переговорном форуме (IBF) работодателями и ITF.
Дипломы / Продление»
Можно ли продлить диплом капитана (с ограничением до 3000 р.т.) при наличии соответствующих справок о плавании, если за последние пять лет работа в море была в должности старпома на судах валовой вместимостью более 3000 р. т.?
Указанные обстоятельства напрямую не предусмотрены действующим Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным приказом Минтранса России от 15 марта 2012 года № 62. Однако в соответствии с разъяснением Минтранса России в случае, если отношения, предусмотренные в Конвенции ПДНВ, не регулируются указанным приказом Минтранса России, применяются нормы Конвенции ПДНВ.
В данном случае следует руководствоваться пунктом 3 Раздела В-I/11 Кодекса ПДНВ, в соответствии с которым для продления диплома в одобренный стаж работы на судах, указанный в пункте 1 Раздела А-I/11 Кодекса ПДНВ, засчитывается стаж работы на судне в должности командного состава ниже, чем выданный диплом.
Указанные разъяснения Минтранса России направлены в адрес Росморречфлота (исх. №ОВ-24/12274 от 19.10.2012), который должен был довести их до капитанов морских портов. Более того, в соответствии с пунктом 83 действующего Положения о дипломировании, для снятия в дипломе ограничения «Валовая вместимость менее 3000» судоводителям уровня управления необходимо предоставить справки о плавании, подтверждающие стаж плавания на судах валовой вместимостью более 3000 не менее шести месяцев в должности на уровне «эксплуатация». Таким образом, по нашему мнению, Вы имеете право не только на продление диплома капитана с представлением справок о стаже плавания в должности старшего помощника капитана, но и снятие ограничения «Валовая вместимость менее 3000».
Имеется диплом старшего механика с ограничением до 3000 кВт, который даёт право занимать должность второго механика на судах свыше 3000 кВт, т. е. без ограничений. При продлении диплома старшего механика в 2013 году было сделано ограничение и на второго механика, так как в должности старшего механика я не работал. На данный момент работаю в должности старшего механика чистых 12 месяцев. Снимут ли мне ограничение второго механика при следующем продлении диплома, если я буду продолжать занимать должность старшего механика на судах менее 3000 кВт? Если нет, то что для этого нужно?
Исходя из положений Приказа Минтранса России от 15.03.2012 № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» ст. 83 для снятия в дипломе ограничения «Валовая вместимость менее 3000» судоводителям уровня управления необходимо предоставить справки о плавании, подтверждающие стаж плавания на судах валовой вместимостью более 3000, не менее шести месяцев в должности на уровне «эксплуатация».
Однако согласно ст.45 п. 3 вышеупомянутого Приказа стаж плавания на судах валовой вместимостью более 3000 кВ необходим при первичном получении дипломов. Так как Вам необходимо было продлить уже полученный ранее диплом второго механика без ограничений, а за последние 5 лет у вас был необходимый стаж плавания, Вы изначально имели право на продление диплома без ограничения.
Но так как этот момент не освещен подробно в Приказе № 62, зачастую на практике порядок продления дипломов нарушается. В данном случае необходимо руководствоваться разъяснением Минтранса России в случае, если отношения, предусмотренные в Конвенции ПДНВ, не регулируются указанным приказом Минтранса России, применяются нормы Конвенции ПДНВ.
Согласно разъяснениям Минтранса, в случаях, которые не рассматриваются в приказе, следует руководствоваться пунктом 3 Раздела В-I/11 Кодекса ПДНВ, в соответствии с которым для продления диплома в одобренный стаж работы на судах, указанный в пункте 1 Раздела А-I/11 Кодекса ПДНВ, засчитывается стаж работы на судне в должности командного состава ниже, чем выданный диплом.
Указанные разъяснения Минтранса России были направлены в адрес Росморречфлота (исх. №ОВ-24/12274 от 19.10.2012), который должен был довести их до капитанов морских портов.
Руководствуясь вышеизложенным, рекомендуем повторно обратиться в Администрацию морского порта с вопросом о возможной замене диплома.
Коллективные договоры»
Существуют ли международные правила, обязывающие судовладельцев заключать коллективные договоры с профсоюзами?
Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС) в прямую не содержит положений, обязывающих судовладельцев заключать коллективные договоры с моряками. Но тем не менее КТМС предусматривает, что реализация требований по соблюдению трудовых и социальных прав моряков, предоставляемых Конвенцией наряду с имплементацией норм в национальное законодательство может быть решена посредством заключения коллективных соглашений.
КТМС в качестве основополагающего права моряков на свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров обязывает каждое государство-член предусматривать в своем законодательстве и нормативных правовых актах обеспечение соблюдения этих прав.
Положения о мерах, которые должны приниматься государственными органами для поощрения и содействия развитию коллективных переговоров, предусмотрены в ряде конвенций и рекомендаций МОТ: в Конвенции N 98 "О применении принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" (1949 г.); в Конвенции N 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.) и в Рекомендации N 163 "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.).
Основополагающие положения международных трудовых норм о ведении коллективных переговоров получили достаточно полное отражение в гл. 7 Трудового кодекса Российской Федерации. Право работников на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей является одним из основных трудовых прав, закрепленных в ст. 21 ТК РФ.
ТК РФ не обязывает работодателя заключать колдоговор с работниками. Инициаторами проведения таких переговоров могут быть представители любой стороны. Получив уведомление одной стороны в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, другая сторона обязана вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Работодатель обязан заключать коллективный договор если представители работников выступили с таким предложением. Отказ работодателя от заключения колдоговора в этом случае недопустим и может повлечь назначение административного наказания.
Наверх