18.06.2020

Моряки могут использовать право на прекращение работы

Международная федерация транспортников и членские профсоюзы призывают моряков, начиная с 16 июня, использовать свое право на прекращение работы в связи с окончанием контракта, даже несмотря на риски для мировой торговли. К такому решению МФТ вынудила бездушная политика правительств многих стран, которые игнорируют призыв международного морского сообщества признать моряков ключевыми работниками и открыть для них воздушное пространство и границы, вернув процесс смены экипажей если не в привычное русло, то, по крайней мере, сделав его менее болезненным. Так, в настоящее время в судоходном секторе заняты 1,2 млн моряков, и 100 тысяч из них должны каждый месяц менять друг друга. Однако спустя три с половиной месяца после объявленной ВОЗ пандемии коронавируса сотни тысяч моряков остаются на своих судах от 8 до 12 месяцев: им до сих пор не разрешают сходить на берег, обращаться за медпомощью и репатриироваться. 

Чтобы те моряки, кто настолько измотаны, что уже ни при каких условиях не готовы продолжать работу, могли правильно прекратить трудовые отношения без последствий для себя и не подвести своих коллег по экипажу, МФТ разработало «Краткое руководство по правам моряков в соответствии с Конвенцией о труде в морском судоходстве». Так, Конвенция о труде в морском судоходстве допускает максимальный период, в течение которого член экипажа может работать на судне, чтобы получить право на репатриацию за счет судовладельца, – 12 месяцев. Коллективный договор МФТ и того меньше – 4-6 месяцев. Когда срок действия контракта истекает, в том числе до окончания периода в один год, любой моряк имеет право запросить репатриацию. Навязывание дополнительного договора в таком случае недопустимо. 

– Складывавшаяся десятилетиями практика показывала, что ежемесячно 100 тысяч моряков меняют друг друга во время плановых стоянок судов в портах. Однако эта модель была нарушена пандемией, и судоходная отрасль столкнулась с беспрецедентной проблемой – ротация экипажей прекратилась из-за закрытых по всему миру границ между странами, – говорит Юрий Сухоруков, председатель Российского профессионального союза моряков. – Учитывая возникший форс-мажор, профсоюзы пошли на уступки и ответили положительно на просьбу государств флага о продлении сроков контрактов моряков, и многие из них, кто готов был остаться на судне для продолжения работы, подписали новые соглашения. Таким образом, они приняли на себя дополнительные большие нагрузки, чтобы сохранить грузооборот по всему миру на прежнем уровне. Однако всему есть предел. 

За то дополнительное время, пока моряки самоотверженно и профессионально несли экстренную вахту, Международная федерация транспортников, Международная конфедерация профсоюзов, Международная морская организация, Международная палата судоходства и других отраслевые объединения, не раз призывали правительства признать членов экипажей морских судов ключевыми работниками и облегчить их передвижение по миру, если это касается работы. В том числе ИМО разработала протоколы безопасной ротации экипажей с требованием начать их реализовывать  до 15 июня, но лишь единицы стран откликнулись на призыв судоходного сектора.

Так, пресс-секретарь «Hapag-Lloyd AG», пятого по величине в мире грузоотправителя контейнеров, сказала, что самой большой проблемой при попытке ротации экипажей являются запретительные правила в странах и в конкретных портах, где швартуются суда. Компания «A.P. Moller-Maersk A / S», которая контролирует примерно одну пятую часть мирового флота, используемого для перевозки грузов морским транспортом, сообщила, что 35% из 6600 моряков, кто в настоящее время в рейсе, находятся на судах дольше, чем предусмотрено их контрактами.  

С 17 марта 2020 года «V.Group» репатриировала всего 7 315 моряков 89-национальностей с 662 судов, а «Marlow Navigation» с 5 мая 2020 года организовала смену 1620 членов экипажей, что составляет примерно треть ротаций, которые происходили в обычное время за этот же период. 

Теперь, когда дедлайн пройден, МФТ и членские профсоюзы призывают экипажи не продевать договоры о найме, если срок их действия истек, и запрашивать репатриацию. В случае отказа обратиться за помощью и поддержкой в национальный профсоюз, ближайшему инспектору МФТ или штаб-квартиру МФТ в Лондоне.

Это крайняя мера, последствия могут быть катастрофичными – нарушится цепочка поставок по всему миру. Кроме того, если моряки начнут сходить с судов везде, где это возможно, вполне может случиться так, что то на борту не останется даже минимального состава экипажа, установленного государством флага для работы. В этом случае судно не должно быть выпущено из порта, о чем должна быть поставлена в известность инспекция государства порта и флага. «Из-за низкой укомплектованности существует и реальный риск того, что значительная часть грузового флота может потерять страховую защиту», – говорит генеральный секретарь генсек МФТ Стив Коттон. 

Но иначе проблему ротации экипажей, видимо, не решить.

В МФТ отмечают, что «любой возникающий хаос в цепочках поставок – ошибка лидеров стран».

– Наши моряки работали без остановки, помогая противостоять нынешним потрясениям и  обеспечивая необходимые поставки продовольствия, лекарств и других необходимых вещей в обычной жизни, – сказал главный технический директор «Maersk» Палле Лаурсен. – Нам нужны такие  власти, которые вступят с нами в конструктивный диалог, чтобы облегчить смену экипажей в нынешних критических обстоятельствах, обеспечит безопасность моряков и их семей, а также постоянные поставки товаров по всему миру.

– Правительства и портовые власти должны соблюдать обязательства, взятые после ратификации Конвенции о труде в морском судоходстве. Тем более, что для оказания помощи морякам требуется лишь одно небольшое изменение – признать их ключевыми работниками, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – Пока это не сделано, моряки не обязаны больше продлевать контракты и могут рассчитывать на помощь в репатриации.  


↑ 

Наверх