РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) 28 ноября 2025 года рассмотрела ряд вопросов — одним из главных стал проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части повышения гибкости трудовых отношений)».
Как отметила эксперт по правовым вопросам Российского профсоюза моряков Светлана Колганова, проект закона о повышении гибкости трудовых отношений включает несколько ключевых изменений. Так, в части регулирования электронного документооборота предлагается разрешить подтверждать проведение инструктажей по охране труда в электронном виде через платформу «Работа в России».
Также среди новшеств — уточнение правил увольнения за хищение на рабочем месте, возможность отзыва из отпуска работников вредных производств для предотвращения аварий, установление пятидневного срока вступления в силу соглашения о неполном рабочем дне. А кроме того — расширение возможности заключения срочных трудовых договоров для субъектов малого предпринимательства: таким правом смогут воспользоваться работодатели с численностью работников до 70 человек (сейчас — до 35).
Одними из самых обсуждаемых нововведений стали изменения в статью 99 ТК РФ. Так, в них предлагается ввести возможность увеличить продолжительность сверхурочной работы до 240 часов в год, если это предусмотрено коллективным договором и (или) отраслевым соглашением. В пояснительной записке указано, что изменения направлены на сокращение затрат работодателей на создание новых рабочих мест в отдельных отраслях, где наблюдается наибольшее количество часов переработки и прогнозный дефицит кадров, и позволят привлечь к сверхурочной работе более 750 тыс. человек.
Кроме того, законопроектом предложены уточнения в порядок оплаты сверхурочных часов, вводящие градацию их оплаты — предложено после 120 часов все сверхурочные оплачивать в двойном размере. Одновременно предложены особенности оплаты при суммированном учете рабочего времени, в соответствии с которыми сверхурочная работа оплачивается исходя из величины сверхурочного времени, приходящегося на день (смену), в который (которую) осуществляется сверхурочная работа.
При обсуждении на заседании РТК и на предварительных обсуждениях законопроекта профсоюзная сторона отмечала позицию, что увеличение сверхурочной работы, если это необходимо, до 240 часов в обязательном порядке должно быть обусловлено и отрегулировано отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором. То есть одновременно двумя актами социального партнерства, а не только коллективным договором, который может быть заключен не с профсоюзом, а с иным представительным органом.
В части оплаты сверхурочных профсоюзная сторона поддержала изменения только в отношении градации оплаты сверхурочных, отметив, что сверхурочные, в том числе при суммированном учете рабочего времени, после 120 часов работы должны оплачиваться более, чем в двойном размере, а конкретные размеры оплаты превышающие двойной размер, должны быть установлены в коллективных договорах и (или) соглашениях.
Также при обсуждении законопроекта на заседании РТК стороной профсоюзов озвучены замечания к расширению возможностей заключения срочных трудовых договоров для субъектов малого предпринимательства и к подтверждению прохождения инструктажей по охране труда посредством электронного документооборота в электронном виде.
По итогам заседания стороны в основном поддержали законопроект. При этом были зафиксированы позиции стороны работодателей и стороны профсоюзов в отношении отдельных положений законопроекта, которые стороны считают необходимым учесть при подготовке поправок к проекту федерального закона ко второму чтению в Госдуме.
В частности, сторона профсоюзов, повторила позицию, что в законопроекте необходимо зафиксировать, что увеличение сверхурочных до 240 часов должно быть отрегулировано одновременно отраслевым соглашением и коллективным договором, а в части оплаты сверхурочных предусмотреть оплату, в том числе при суммированном учете рабочего времени, начиная со 121 часа такой работы, более чем в двойном размере. При этом конкретные размеры оплаты сверхурочной работы, превышающие двойной размер, должны быть установлены в коллективных договорах и (или) соглашениях.
Также профсоюзной стороной отмечено, что в законопроекте необходимо предусмотреть право регистрации в электронном виде только вводного инструктажа по охране труда работодателями, которые заключили трудовой договор с работником на портале «Работа в России», а также указать, что по соглашению сторон срочный договор может заключаться с лицами, поступающими на работу к работодателям — субъектам малого предпринимательства, численность работников которых не превышает 70 человек, на сезонные работы.
Свои опасения по поводу отдельных положений законопроекта выразила и Конфедерация труда России (КТР), направив в профсоюзную сторону свою позицию для учета в ходе дальнейшей работы над законопроектом уже на площадке Госдумы. В частности, КТР указала, что предложенная в законопроекте формулировка об особенностях оплаты сверхурочной работы для суммированного учета рабочего времени, исходя из величины сверхурочного времени, приходящегося на каждый день (смену) учетного периода, в который (которую) осуществляется сверхурочная работа, разрушает правовую природу суммированного учета рабочего времени и ухудшает положение работников.
Также КТР привела возражения в отношении предложенной законопроектом возможности уведомлять работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или в связи с сокращением численности (штата) путем размещения соответствующей информации в личном кабинете работника на портале «Работа в России».
Вторым ключевым вопросом, вынесенным на обсуждение, стал проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части охраны труда. Так, предусматривается введение статьи 214.3 «Личный кабинет по охране труда работодателя».
Посредством вводимой статьи предлагается предусмотреть право работодателя использовать личный кабинет работодателя для информационного взаимодействия с ведомствами по вопросам охраны труда. Вход в личный кабинет будет осуществляться с использованием единой системы идентификации и аутентификации, в том числе через портал Госуслуг.
С данным законопроектом стороны социального партнерства согласились в основном. При этом в решении РТК дополнительно зафиксирована позиция стороны работодателей, которая подчеркнула, что использование личного кабинета по охране труда является правом работодателя, а не обязанностью.
Также Комиссия согласилась с проектом постановления, которым потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих по визе, на 2026 год определена в количестве 278 940 человек. Основная потребность (91,6%) заявлена в квалифицированных рабочих кадрах для реализации инвестиционных проектов и оборонного заказа.
Наверх
