РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
У Романа Шостака, второго механика т/х «Сормовский-3057», работа — словно у кардиолога. Каждый день он проверяет пульс 12-тонного «сердца» теплохода — судового двигателя. Если что-то стучит не так или датчики показывают сбои, он знает, как вернуть ритм в норму.
У Романа море — в крови. Его прапрадед добывал китов в Атлантике, дед до сих пор выходит в Балтику на рыболовном траулере. Сам Роман Шостак с детства бывал на судах, а в 2021 году пришел в Волжское пароходство мотористом. Сейчас он второй механик и отвечает за главный двигатель «Сормовского-3057».
Каждый его день начинается с обхода. Нужно проверить давление, температуру, уровень масла, осмотреть трубопроводы и фильтры.
— В море — контроль и мелкий ремонт, в порту — серьезные работы: чистка, замена деталей, профилактика, — рассказывает Роман.
Но не всегда все идет гладко. Моряк вспоминает, как однажды в Финском заливе прорвало сальник дейдвуда. Ледяная вода хлынула в машинное отделение. Роман, тогда еще моторист, помог устранить течь — руки окоченели, но справились. Он говорит, что тот случай научил его главному: в аварийной ситуации — не паниковать, а действовать четко. Но, как ни странно, самые сложные моменты в работе для Романа — не аварийные ситуации, а... первая неделя рейса.
— Организм долго перестраивается, — объясняет механик. — Но постепенно втягиваешься в ритм: утром — обход систем, днем — текущий ремонт, вечером — подготовка к завтрашнему дню.
Свободное время он заполняет книгами, фильмами и изучением английского — без языка на современном флоте сложно. Для поддержания формы на судне есть тренажерный зал.
— Самое трудное — не поддаться монотонности, — считает Роман. — Нужно уметь переключаться, иначе тяжело находиться в рутине.
Моряк отмечает, что сегодня в его работе однообразия стало меньше: автоматизация облегчила многие процессы. Правда, расслабляться нельзя — когда техника дает сбой, спасают только опыт, практические знания и смекалка.
— Сегодня механик должен быть и слесарем, и IT-шником, — уточняет Роман. — В море сервисных центров нет. Приходится делать все самому — и с гаечным ключом работать, и с программным обеспечением разбираться.
Самое приятное и непередаваемое чувство для него — когда после ремонта двигатель оживает и работает как новенький.
— В эти моменты понимаешь, что все усилия были не зря. Это та самая награда, ради которой стоит быть моряком, — улыбается он.
При этом для Романа, как для механика, ключевая задача — не подвести команду. Он знает, что от исправности двигателя зависит не только выполнение рейса, но и безопасность судна.
— Для всего экипажа важно благополучно и в срок доставить груз клиентам. Каждый член команды — от капитана до матроса — вносит свой вклад в это общее дело, — уверен второй механик.
Роман регулярно общается с родными через интернет, а после рейса ценит каждую минуту, проведенную с ними. Они ездят на шашлыки, на море, путешествуют в Москву или Санкт-Петербург, ходят на концерты.
Своим молодым коллегам-механикам он советует развивать интуицию — учиться на слух и по вибрации определять неисправность.
— Нужно «слушать» оборудование, потому что каждый звук механизма говорит о его состоянии. Ровный гул — норма. Посторонний стук — возможно, износился подшипник. При разборке механизма важно анализировать, почему сломалось и как можно было предотвратить поломку. Это поможет избежать повторных проблем, — объясняет Роман Шостак.
По материалам: https://vk.com/volga.flot.team
Наверх