РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Профессия моряка входит в десятку опасных для здоровья и жизни. Это подтверждает несчастный случай, произошедший на судне под российском флагом со старшим вахтенным матросом. Главный технический инспектор труда Российского профсоюза моряков Евгений Хижняк, участвовавший в расследовании инцидента, рассказал о его причинах, а также — алгоритме действий при травмировании на судне, правах моряков и политике, которой придерживаются специалисты РПСМ, в процессе расследования несчастных случаев на флоте.
Так, в декабре 2024 года в Каспийском море судно под российским флагом стояло на якоре в ожидании причала. В связи со штормовым предупреждением, экипаж получил указание выйти в море. Когда моряки выбирали якорь, старшего вахтенного матроса ударило набежавшей волной о швартовый кнехт. К счастью обошлось без жертв, однако россиян получил тяжелую травму — перелом ноги.
— В течение нескольких дней судно не могло зайти в порт, а катер или вертолет — забрать пострадавшего для передачи медикам на берегу из-за плохих метеоусловий, однако благодаря грамотным действиям экипажа вахтенному матросу была оказана необходимая первая помощь на борту, что позволило минимизировать последствия травмы и поддержать пострадавшего до получения квалифицированный помощи, — отметил Е. Хижняк. — Это говорит о качественной подготовке всех членов экипажей морских судов в Морских тренажерных центрах России.
Расследование этого несчастного случая показало, что основной причиной инцидента стали неблагоприятные погодные условия в районе нахождения судна, а именно резкое усиление ветра и волнение моря. По российскому закону моряк имеет право на компенсацию.
Алгоритм действий
— В среднем, в год профсоюз занимается расследованием 5-7 тяжелых несчастных случаев, — говорит Евгений Хижняк.
В море происходят самые разные инциденты, влекущие за собой травмы различной степени. Например, происшествия в помещениях, в которых происходит дегазация или находятся токсичные и горючие вещества, лидируют в статистике несчастных случаев. Электрический ток, генераторы, компрессоры и бойлеры — их неправильная эксплуатация может привести к травмам и нанести вред здоровью. Палубы и трапы также являются травмоопасными зонами.
— Если на борту произошел несчастный случай, пострадавший или свидетель должны доложить об инциденте вахтенному помощнику (вахтенному механику), капитану. По результатам расследования составляется документ: если судно работает под российским флагом, то это — акт по форме Н-1, под иностранным — Incident Report, — объясняет Е. Хижняк. — Процедура расследования и учета несчастных случаев, произошедших с моряками в период их работы на борту судна, изложена в ст. 227-231 Трудового кодекса РФ и пунктах 1, 5-9, 18, 19 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденных приказом Минтруда России № 223н от 20.04.2022 г.
В частности, травмированный моряк защищен ст. 229 ТК РФ — «Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев».
— Комиссию на судне по расследованию происшествия возглавляет капитан, в нее входят старший механик или старпом, член судового комитета по охране труда и безопасности здоровья. В ст. 229 ТК РФ четко прописано, что моряк или его доверенное лицо имеет право принимать участие в расследовании несчастного случая. Это значит, что в случае несогласия с ходом расследования моряк или его доверенное лицо имеет право выразить свое мнение, — продолжает главный технический инспектор труда РПСМ.
Чтобы дать точные определение и последствия травмы, необходимо изучить материалы расследования. В ходе процедуры соответствующие органы изучают документы, показания пострадавшего, офицеров, свидетельские показания очевидцев с целью определения причин происшествия.
Акт по форме Н-1 является основанием для требования оплатить лечение на берегу или компенсировать расходы, затраченные на реабилитацию, а также получения от Социального фонда России компенсации за потерю трудоспособности (потерю кормильца).
Политика РПСМ
Как показывает практика, большинство травм на флоте признаются производственными, так как члены экипажей получают их в процессе профессиональной службы. Это значит, что моряк или его семья, если речь идет о смерти пострадавшего, имеют право получить компенсацию в связи с потерей трудоспособности, наступления инвалидности или смерти.
Одна из основных задач РПСМ — в процессе расследования представлять интересы пострадавших моряков или семьи погибшего. «Мы стараемся выявить как можно больше смягчающих обстоятельств происшествия, чтобы помочь пострадавшим и членам семей погибших моряков с выплатой компенсации от страхователя», — говорит Евгений Хижняк.
Такой политики придерживаются все технические инспекторы труда, профлидеры и представители РПСМ во всех регионах России.
Наверх