РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Незваный гость на судне — головная боль для экипажа. Тайно проникнуть на борт могут мигранты, беженцы, жертвы торговли людьми или просто отчаявшиеся люди, ищущие лучшей жизни. Как экипажу судна справиться с такой ситуацией, сохраняя безопасность и соблюдая международное право? Ответ на этот вопрос дает практическое руководство The Shipboard Response to Stowaways and Distressed People in Small Boats («Меры реагирования на борту судов при обнаружении безбилетных пассажиров и людей, терпящих бедствие на маломерных судах») для моряков, выпущенное Международной палатой судоходства.
В частности, руководство подробно описывает меры профилактики: от тщательного досмотра судна перед отплытием до установки дополнительных систем безопасности. Так, капитанам и экипажам рекомендуется обращать внимание на потенциальные места несанкционированного доступа, такие как грузовые трюмы или технические помещения. Однако, как показывает практика, даже самые строгие меры не всегда могут остановить отчаянных людей.
Руководство подчеркивает, что «безбилетным пассажиром», согласно определению, содержащемуся в Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года с поправками (Конвенция FAL), считается «лицо, которое укрывается на судне или в грузе, подлежащем последующей погрузке на судно, без согласия судовладельца, капитана или любого другого ответственного лица и которое обнаружено на борту судна после его отбытия из порта, или в грузе во время выгрузки в порту прибытия, и о котором капитан сообщил соответствующим органам как о безбилетном пассажире».
После обнаружения незваного гостя моряки должны действовать в соответствии с международным правом. Новый документ предлагает четкий алгоритм: от изоляции «зайца» до уведомления соответствующих органов. Особое внимание уделяется случаям, когда безбилетные пассажиры проявляют агрессию или находятся в уязвимом положении. В таких ситуациях важно не только обеспечить безопасность судна, но и оказать необходимую медицинскую и психологическую помощь.
Помимо борьбы с безбилетниками, руководство подробно рассматривает вопросы спасения людей на море. Моряки нередко сталкиваются с ситуациями, когда приходится спасать мигрантов, терпящих бедствие на маломерных судах. В таких случаях важно действовать оперативно, координируя свои действия с береговыми спасательными службами. Авторы руководства делают акцент на том, что спасение человеческой жизни — это не только моральный долг, но и обязанность, закрепленная в международном праве.
По материалам Safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – ics-shipping.org
Наверх