19.02.2025

Подкомитет ИМО по человеческому фактору, подготовке и несению вахты подвел итоги 11-й сессии

Подкомитет Международной морской организации по человеческому фактору, подготовке и несению вахты подвел итоги 11-й сессии, которая прошла 10-14 февраля 2025 года в штаб-квартире ИМО. Делегация Российской Федерации принимала участие в гибридном формате. 

Так, клювые итоги HTW 11 – одобрен проект Общего временного руководства по подготовке членов экипажей судов, использующих альтернативные виды топлива и новые технологии; одобрен проект Руководства ИМО по разработке, анализу и утверждению типовых курсов (циркуляр MSCMEPC.2/Circ.15/Rev.2); одобрен проект резолюции Комитета по безопасности на море о доступности информации, касающейся медицинских свидетельств и медицинских учреждений, признанных для целей проведения медицинских осмотров моряков; утверждены пять типовых учебных курсов; завершен первый этап всеобъемлющего пересмотра Конвенции и Кодекса ПНДВ (определение пробелов и направлений пересмотра); одобрен пересмотренный план работ («дорожная карта») по всеобъемлющему пересмотру Конвенции и Кодекса ПДНВ. 

Одобрение типовых учебных курсов

После принятия в 1978 году Конвенции ПДНВ в рамках ИМО началась разработка типовых учебных курсов для содействия государствам в осуществлении качественной и единообразной подготовки по различным специальностям. Типовые учебные курсы служат основой для разработки государствами национальных курсов. Подкомитет HTW периодически пересматривает и утверждает учебные курсы в соответствии с разработанным планом.

HTW 10 поручил Секретариату подготовить пересмотренный проект Руководства ИМО по разработке, анализу и утверждению типовых курсов (циркуляр MSC-MEPC.2/Circ.15/Rev.2) для рассмотрения и одобрения на HTW 11.

HTW 11 завершил плановый пересмотр и утвердил следующие типовые учебные курсы:

- 1.25 «Подготовка оператора ГМССБ»;

- 1.26 «Подготовка оператора ГМССБ ограниченного района»;

- 3.20 «Подготовка должностного лица компании, ответственного за охрану»;

- 3.21 «Подготовка должностного лица портового средства, ответственного за охрану»;

- 3.23 «Подготовка по предотвращению пиратства и вооруженных грабежей».

HTW 11 подготовил круг ведения для пересмотра следующих типовых учебных курсов в межсессионный период и последующего утверждения на трех будущих сессиях:

- 1.21 «Личная безопасность и социальная ответственность» (HTW 12);

- 1.37 «Грузо-балластный тренажер для танкеров-химовозов» (HTW 12);

- 2.06 «Грузо-балластный тренажер для нефтяных танкеров» (HTW 12);

- 1.27 «Эксплуатация электронно-картографической навигационно-информационной системы (ЭКНИС)» (HTW 13);

- 7.05 «Шкипер рыболовного судна» (HTW 13);

- 7.07 «Старший механик и второй механик рыболовного судна» (HTW 13);

- 7.06 «Старший помощник капитана рыболовного судна» (HTW 14);

- 1.33 «Безопасность рыбной ловли» (support level) (HTW 14).

HTW 11 рассмотрел и одобрил проект пересмотренного Руководства ИМО по разработке, анализу и утверждению типовых курсов (циркуляр MSC-MEPC.2/Circ.15/Rev.2). В новый документ, помимо редакционных правок, стилистических улучшений и уточнения процедурных вопросов, включен новый шаблон круга ведения (описания задачи) для разработки учебного курса.

Поправки в целом призваны упростить понимание процедур и процесса разработки, рассмотрения и утверждения типовых учебных курсов ИМО.

Секретариат проведет редактирование пересмотренных и утвержденных HTW 11 типовых учебных курсов 3.20, 3.21 и 3.23 и подготовит документы к публикации. Утвержденные типовые учебные курсы доступны заинтересованным сторонам для приобретения через веб-сайт ИМО.

Роль человеческого фактора

Постоянно действующий с 2012 года пункт повестки дня Подкомитета HTW для рассмотрения различных вопросов, связанных с человеческим фактором.

HTW 11 рассмотрел вопросы подготовки, связанной с эксплуатацией морских автономных надводных судов (МАНС), отметил, что в рамках работ по всеобъемлющему пересмотру Конвенции и Кодекса ПНДВ было определено около 50 их положений, которые потребуют переработки для целей учета особенностей при эксплуатации МАНС.

В связи с ранее принятым на КБМ 108 решением о целесообразности разработки общих положений о подготовке, связанной с эксплуатацией МАНС, для включения в Кодекс по безопасности МАНС, HTW 11 отложил детальную проработку компетенций, знаний, представлений и профессиональных навыков применительно к МАНС на более поздний этап после окончательной доработки Кодекса.

Требования Конвенции и Кодекса ПНДВ, связанные с МАНС, предполагается разработать после окончательной доработки Кодекса по безопасности МАНС. Разработку рекомендательного Кодекса предполагается завершить в 2026 году, разработку и принятие обязательного Кодекса и соответствующих поправок к Конвенции СОЛАС – до 2030 года.

Отчеты о незаконных действиях, связанных с профессиональными дипломами

Постоянно действующий с 2006 года пункт повестки дня Подкомитета HTW для рассмотрения вопросов, связанных с фиктивными профессиональными дипломами и мерами по борьбе с ними. В рамках этого пункта традиционно представляется и анализируется информация об обнаруженных фиктивных профессиональных дипломах, обсуждаются наилучшие практики государств по выявлению фиктивных дипломов и меры по противодействию их использованию.

Признавая проблему использования фиктивных профессиональных дипломов, HTW 11 отметил возможные варианты решения проблемы для государств, в частности, повышение прозрачности национальных процедур оформления документов, требуемых ПДНВ (широкое распространение контактных данных органов, выдающих документы, доступ к базам данных, использование цифровых сервисов по управлению данными), сотрудничество между государствами, в том числе в деле осуществления проверок при выдаче документальных подтверждений.

Подкомитет HTW продолжит рассмотрение вопроса на следующей сессии.

Новый модуль «STCW-related information» базы данных ИМО GISIS содержит сообщаемую государствами информацию о признаниях квалификационных документов моряков в соответствии с правилом I/10 Конвенции ПДНВ, а также ссылки на национальные ресурсы по проверке подлинности квалификационных документов.

Всеобъемлющий пересмотр Конвенции и Кодекса ПДНВ

Работа по всеобъемлющему пересмотру Конвенции и Кодекса ПНДВ была включена в повестку дня Подкомитета HTW в 2022 года с плановым завершением в 2026 году и принятием поправок Комитетом по безопасности на море в 2027 году.

Работа предполагается в два этапа. На первом этапе должны быть определены пробелы в регулировании, связанные, среди прочего, с новыми технологиями, разделы Конвенции и Кодекса ПДНВ, которые нуждаются в обновлении. На втором этапе предполагается разработка необходимых поправок.

В октябре 2024 года прошло совещание межсессионной рабочей группы по всеобъемлющему пересмотру Конвенции и Кодекса ПДНВ. Группа определила перечень пробелов и направлений для пересмотра (первый этап) для рассмотрения на HTW 11.

HTW 11 завершил работу в рамках первого этапа, т.е. определил и согласовал перечень пробелов и направлений совершенствования статей и правил Конвенции и разделов Кодекса ПДНВ.

Основные согласованные направления пересмотра включают уточнение терминологии и определений; необходимость учета новых судовых технологий и оборудования в объеме подготовки; уточнение процедур подготовки, в том числе тренажерной, а также учет инновационных способов обучения; управление документацией, включая механизмы удостоверения и проверки подлинности и др.

Среди прочего, HTW 11 принял решение о необходимости пересмотра существующих положений Конвенции и Кодекса ПДНВ, регулирующих вопрос проверок и контроля осуществления требований. Одним из направлений пересмотра может стать синхронизация работы механизма контроля в рамках ПДНВ и Системы проверок государств-членов ИМО (IMSAS).

HTW 11 также согласовал пересмотренный план работ («дорожную карту») по всеобъемлющему пересмотру Конвенции и Кодекса ПНДВ, в соответствии с которым предполагается переход ко второму этапу, т.е. непосредственно разработке поправок.

В рамках второго этапа приоритет в разработке поправок отдан главам II «Капитан и палубная команда» и III «Машинная команда» Конвенции ПДНВ и соответствующим положениям Кодекса ПНДВ. Ввиду значительного объема работы срок завершения второго этапа сдвинулся на 2031 год с последующим одобрением и принятием поправок Комитетом по безопасности на море в 2031 или в 2032 году.

Работа по пересмотру продолжится в межсессионный период в формате корреспондентской группы по актуализации процедур проверок и контроля выполнения положений Конвенции и Кодекса ПДНВ.

КБМ 110 должен формально утвердить пересмотренный план работ, завершение первого этапа и переход ко второму этапу, а также согласовать возможность проведения совещания Межсессионной рабочей группы по всеобъемлющему пересмотру Конвенции и Кодекса ПДНВ в 2026 году.

Заинтересованным государствам и международным организациям предложено представлять на HTW 12 проекты поправок к главам II и III Конвенции ПНДВ и соответствующим разделам Кодекса ПНДВ.

Публикация информации об организациях, проводящих медицинские осмотры моряков

HTW 10 обсудил вопрос доступности информации о признанных государствами медицинских учреждениях, проводящих медицинские осмотры моряков и выдающих требуемые ПДНВ документы. Делегации поддержали предложение о разработке резолюции Комитета по безопасности на море, чтобы обратить внимание государств на необходимость более системного подхода к этому вопросу и повышения прозрачности в части доступа к информации о признанных медицинских учреждениях. Рассмотрение проекта было перенесено на 1-е совещание Межсессионной рабочей группы по всеобъемлющему пересмотру Конвенции и Кодекса ПДНВ и далее на HTW 11.

HTW 11 рассмотрел и одобрил проект рекомендательной резолюции Комитета по безопасности на море с призывом к государствам публиковать больше информации о перечне признанных в соответствии с разделом А-I/9 Кодекса ПДНВ медицинских учреждений, проводящих медицинские осмотры моряков и выдающие соответствующие свидетельства.

КБМ 110 в июне 2025 года должен рассмотреть и принять резолюцию для последующей публикации.

Разработка нормативной базы в области безопасности для поддержания снижения выбросов парниковых газов с судов, использующих новые технологии и альтернативные виды топлива

На HTW 10 было принято решение о том, что разработка обязательных положений и рекомендаций по подготовке членов экипажей судов, использующих альтернативные виды топлива, должна вестись отдельно от работы по всеобъемлющему пересмотру Конвенции ПДНВ.

HTW 11 поручено рассмотреть предложения о разработке различных руководств ИМО по подготовке членов экипажей судов, использующих метанол, аммиак, электрические батареи, а также актуализировать минимальные компетенции для работы на судах, использующих сжиженные газы в качестве топлива.

HTW 11 согласовал целесообразность разработки как общего руководства по подготовке членов экипажей судов, использующих альтернативные виды топлива и новые технологии, так и отдельных руководств с более детальными рекомендациями, относящимися к подготовке, в отношении конкретных видов альтернативного топлива и связанных судовых технологий.

Предложения об актуализации минимальных компетенций на судах, использующих сжиженные газы в качестве топлива, было решено рассмотреть позднее, совместно с другими поправками к Конвенции и Кодексу ПДНВ, которые будут разработаны в рамках всеобъемлющего пересмотра этих инструментов ИМО.

КБМ 110 в июне 2025 года должен рассмотреть и одобрить проект Общего временного руководства по подготовке членов экипажей судов, использующих альтернативные виды топлива и новые технологии, для последующей публикации посредством циркуляра серии STCW.7.

Разработка проектов Временных руководств по подготовке членов экипажей судов, использующих конкретные альтернативные виды топлива и новые технологии (метанол/этанол, аммиак, топливные элементы на водороде, сжиженный углеводородный газ, водород, электрические батареи) продолжится в межсессионный период в формате корреспондентской группы и далее на HTW 12 в 2026 году.

Источник rs-class.org; фото РС


↑ 

Наверх