РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
За последние три года количество пиратских нападений и вооруженных ограблений в мире сохраняется на относительно стабильном уровне. Однако ситуация в водах Юго-Восточной Азии продолжает вызывать серьезную тревогу, где число инцидентов остается высоким. Особую озабоченность вызывает агрессивное поведение преступников, которые все чаще применяют насилие по отношению к экипажам судов, что подчеркивает необходимость усиления мер безопасности в регионе.
Позитивные и негативные тенденции
По данным Центра сообщений о пиратстве Международного морского бюро (IMB PRC), в 2024 году количество случаев пиратства и вооруженных ограблений в мире сократилось на 3% по сравнению с 2023 годом. В целом это хорошие новости, но при более детальном рассмотрении результатов можно заметить вызывающие опасения тенденции.
Так, в начале 2024 года стали поступать тревожные сообщения о деятельности сомалийских пиратов, о которых практически ничего не было слышно с 2017 года. В период с декабря 2023 года по май 2024 года в западной части Индийского океана и Аденском заливе было зарегистрировано девять инцидентов, связанных с сомалийскими пиратами, включая четыре захвата судов. Некоторые из них произошли на значительном удалении от побережья Сомали, что демонстрирует сохраняющиеся возможности преступников действовать в открытом море.
Количество инцидентов в водах Гвинейского залива в 2024 году также осталось на исторически низком уровне. Тем не менее, экипажи по-прежнему подвергаются риску в этом регионе, поскольку все известные в 2024 году случаи похищения экипажей произошли именно здесь.
В прошлом году также было зарегистрировано только два пиратских инцидента у берегов Южной и Северной Америки, и ни один из них не имел отношения к снискавшей дурную славу якорной стоянке Кальяо в Перу.
Постоянная угроза пиратства и вооруженного ограбления в водах Юго-Восточной Азии, а также растущее число инцидентов в Сингапурском проливе продолжают оставаться серьезной проблемой. Центр обмена информацией Соглашения по региональному сотрудничеству в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов в Азии (ReCAAP ISC) разделяет это беспокойство. В его отчете участки Сингапурского пролива у берегов Индонезийского острова Пулау-Кула в проливе Филиппа определены как зоны повышенного риска в 2024 году. Ожидается, что эта тревожная тенденция сохранится и в 2025 году, поскольку в период с 1 января по 10 февраля в Сингапурском проливе уже было зафиксировано 12 инцидентов.
Рост насилия в отношении экипажа
Еще одной тревожной тенденцией является участившиеся случаи применения насилия и угроз в отношении экипажей судов. IMB PRC отмечает заметный рост общего числа моряков, пострадавших от пиратства и вооруженного разбоя: в 2023 году по сравнению с 2022 годом — с 55 до 102, а в 2024 году увеличилось до 151. Агентство также отметило рост числа нападений с участием вооруженных преступников. В 2023 году было зарегистрировано 55 инцидентов, где фигурировало огнестрельное или холодное оружие, а в прошлом году таких случаев было уже 65.
Годовой рост числа пострадавших членов экипажей в 2024 году в основном обусловлен большим количеством моряков, взятых в заложники сомалийскими пиратами. Однако это также отражает рост числа инцидентов с серьезными последствиями в водах Юго-Восточной Азии, что подтверждается данными ReCAAP ISC за 2024 год.
Азия
По данным ReCAAP ISC, в 2024 году в водах Азии было зарегистрировано 107 инцидентов, это чуть больше, чем в 2023 году — тогда был зафиксирован 101 подобный случай. 98% из них классифицировались как вооруженное ограбление или мелкая кража.
Основной же зоной беспокойства в Азии остаются Малаккский и Сингапурский проливы.
Эксперты отмечают, что в Сингапурском проливе ситуация с каждым годом ситуация становится все более напряженной: если в 2022 году было зафиксировано 55 инцидентов, то в 2023 году их число выросло до 58, а в 2024 году достигло 61. Эта тревожная динамика свидетельствует о том, что угроза пиратства в этом регионе не только сохраняется, но и усиливается.
Большинство инцидентов произошло ночью на восточных полосах Схемы разделения движения судов в Сингапурском проливе, причем наиболее часто подвергались нападениям балкеры. Хотя инциденты в основном представляли собой мелкие кражи с минимальным уровнем физического насилия в отношении членов экипажей, преступники нередко были вооружены ножами и другими похожими на оружие предметами, которыми они угрожали морякам.
Кроме того, ReCAAP ISC определяет воды Сингапурского пролива у острова Пулау-Кула (Индонезия) в проливе Филиппа как зону особой обеспокоенности, сообщив о всплеске инцидентов в этом районе. Агентство рекомендует судам усилить бдительность при прохождении через эти зоны, особенно в темное время суток.
Также растет число подобных инцидентов в Индонезии, и особенно, в Бангладеш, где зарегистрировано самое большое за последние 10 лет количество таких преступлений. Так, последнее жестокое ограбление произошло на якорной стоянке в Бангладеш в начале 2025 года.
Но есть и положительные тенденции. Так, с января 2020 года не было зарегистрировано ни одного похищения экипажа с целью получения выкупа в районе морей Сулу и Сулавеси и Восточного Сабаха. Поэтому береговая охрана Филиппин продолжает оценивать уровень угрозы в этом районе как «умеренно низкий». Тем не менее, капитанам и экипажам судов, которые проходят через эти территории, настоятельно рекомендуется проявлять особую бдительность и немедленно сообщать обо всех инцидентах в оперативные центры Филиппин и Командование безопасности Восточного Сабаха (ESSCOM).
Африка
По данным IMB PRC, в 2024 году в африканских водах было зафиксировано 26 инцидентов, это столько же, сколько и в 2023 году. И, несмотря на недавнее возвращение сомалийских пиратов, на территориальные воды Западной Африки по-прежнему приходится 70% всех инцидентов, зарегистрированных в африканских водах.
Усилившееся с 2020 года военно-морское присутствие и сотрудничество между прибрежными властями в Гвинейском заливе принесли свои плоды: количество пиратских инцидентов значительно сократилось, и последние годы остается примерно на одном и том же уровне: в 2024 году было зарегистрировано 18 инцидентов, 22 – в 2023 году и 19 в 2022 году. Это действительно немного по сравнению с 35 нападениями в 2021 году и 81 в 2020 году.
Тем не менее, экипажи по-прежнему подвергаются риску в водах Западной Африки, поскольку именно здесь в 2024 году произошло 23% всех инцидентов с захватом в заложники и похищениями членов экипажей. Но есть и хорошие новости: за последние 5 лет прослеживается явная тенденция к сокращению случаев похищения экипажей в этом регионе. Так, если в 2020 году в 22 инцидентах было похищено 130 членов экипажей, то в 2024 году было зарегистрировано 3 инцидента с 12 похищенными моряками.
Как и в 2023 году, Ангола возглавила список стран Западной Африки, сообщивших о наибольшем количестве пиратских инцидентов, и в 2024 году, но в этом году к ней присоединилась Экваториальная Гвинея. Также стоит отметить, что один из зарегистрированных инцидентов произошел на западе, в Кабо-Верде. В 2024 году две трети инцидентов в водах Западной Африки произошли в то время, когда суда стояли на якорной стоянке или у причала.
Зона повышенного риска в Индийском океане (HRA) была отменена в январе 2023 года после нескольких лет отсутствия нападений там сомалийских пиратов. Однако IMB PRC постоянно предупреждает, что сомалийские пираты сохраняют способность и возможности совершать нападения в регионе Аденского залива и призывает капитанов сохранять бдительность. К сожалению, недавнее возобновление активности сомалийских пиратов доказало правоту агентства.
Все началось с захвата балкера примерно в 700 морских милях к востоку от Босасо в Сомали в декабре 2023 года. За первые пять месяцев 2024 года было зарегистрировано еще 8 инцидентов в западной части Индийского океана, включая три захвата судов. Все эти 8 инцидентов отнесли на счет сомалийских пиратов, шесть из них произошли на расстоянии от 400 до 1000 морских миль от побережья Сомали. Хотя с мая 2024 года не было зарегистрировано ни одного нового пиратского инцидента у берегов Сомали, IMB PRC подчеркивает важность проведения тщательной оценки угроз и рисков при транзите через эти воды, а также соблюдения всех соответствующих рекомендаций. По-прежнему действует Зона добровольной отчетности в Индийском океане (VRA), определенная Управлением морских торговых операций Великобритании (UKMTO), а значит, там существует высокий риск нападения пиратов, и проходящим через нее судам требуется принимать дополнительные меры по защите.
Северная и Южная Америка
В 2024 году в водах Южной и Центральной Америки и Карибского бассейна было зарегистрировано всего два случая ограбления судов, что свидетельствует о продолжении положительной пятилетней динамики пиратских инцидентов. Эти два случая включали высадку трех вооруженных ножами грабителей на борт контейнеровоза во время швартовочных маневров в порту Джорджтауна в Гайане и попытку проникновения на танкер для перевозки сжиженного нефтяного газа во время якорной стоянки в Колумбийской Картахене.
Впервые с 2016 года IMB PRC зафиксировал ноль инцидентов в Перу, в том числе не было совершено преступлений на якорной стоянке в Кальяо, которая снискала дурную славу. Но, несмотря на это, агентство предупреждает суда о необходимости сохранять бдительность при работе в районах, которые раньше считались горячими точками: Бразилия (Макапа), Эквадор (Гуаякиль) и Венесуэла (Пуэрто-ла-Крус / Пуэрто-Хосе / Гуанта).
Быть бдительным!
Авторы исследования призывают моряков, следующих по опасным маршрутам, быть бдительными. Эксперты отмечают, что уровень угрозы пиратства и вооруженного ограбления на море, а также возможности и методы действий преступников различаются в зависимости от региона, и могут быстро меняться.
Перед заходом в любую зону, подверженную пиратским нападениям, важно:
- получить обновленную информацию из местных источников и от экспертов по безопасности;
- пересмотреть план безопасности судна в свете полученной информации;
- провести оценку рисков, связанных с конкретным рейсом;
- проинструктировать и подготовить экипаж;
- проверить схемы аварийной связи судна.
Кроме того, морякам необходимо принять соответствующие превентивные меры, следуя имеющимся отраслевым рекомендациям и передовым методам управления (BMP). Потенциальные последствия несоблюдения этих рекомендаций могут быть серьезными при транзите через зоны, подверженные пиратству.
Поскольку суда особенно уязвимы, когда стоят на якоре, капитаны и экипаж должны проявлять особую бдительность в портах и на якорных стоянках. Следует всегда помнить, что надлежащее наблюдение считается одним из наиболее эффективных методов защиты судна. Так, наблюдатель может заметить приближающееся подозрительное судно или обнаружить пытающихся проникнуть на борт преступников. Это даст экипажу время предпринять ответные меры по защите.
Источник gard.no; перевод — Елена Засыпкина, РПСМ; фото — dryadglobal.com
Наверх