13.02.2025

Удобный флаг, но неудобные условия

Сегодняшний визит инспекторов Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков на теплоход Helena Grace (ИМО 8671702) в порту Находки вновь поднял вопрос о защите прав моряков, работающих на флоте под удобными флагами.  

Судно Helena Grace в данный момент загружают листовой сталью назначением в южнокорейский Пусан. Судно зарегистрировано под флагом Панамы, принадлежит компании Shanghai Haoyun Shipping Ltd из Гонконга, а его оператором выступает другая гонконгская компания — Helena Grace Shipping Ltd. Экипаж состоит из 19 китайских моряков, которые работают по индивидуальным контрактам. 

Инспекторы ДВРО РПСМ обратили внимание, что хотя контракты и составлены на английском и китайском языках, они содержат неясные формулировки, особенно, в части компенсации в случае гибели моряка. 

— По нашей просьбе капитан судна связался с компанией, чтобы выяснить размер этой компенсации. Судовладелец не ответил на этот вопрос, сославшись на китайское законодательство. Однако мы разъяснили морякам, что раз судно работает под флагом Панамы, то и на борту действуют законы этого государства, а не Китая. Это создает правовую неопределенность для моряков, лишая их защиты, которую могло бы обеспечить национальное законодательство их страны, — считает председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. 

Профсоюзные инспекторы разъяснили морякам, что использование удобных флагов позволяет судовладельцам минимизировать расходы. Регистрация под флагом Панамы, Маршалловых островов или других «удобных»  юрисдикций обеспечивает низкие налоги, отсутствие строгого контроля за условиями труда и возможность нанимать дешевую рабочую силу. Но для моряков это оборачивается отсутствием базовых прав.

Так, инспекторы обратили внимание, что заработная плата матроса 1 класса на судне составляет $1300, а капитана — $7600.  Хотя при этом, морские профсоюзы всего мира требуют, чтобы зарплата матроса на таких судах составляла не менее $1836, а компенсация за гибель моряка — $116 тысяч. 

— Флаг судна является юридическим фактом, определяющим, какое законодательство применяется к трудовым отношениям на борту. В случае с Helena Grace это право —Панамы, которое, к сожалению, не предусматривает достаточных гарантий для моряков. Соответственно, членам экипажей, нанятым на суда под удобным флагом, отказывают в основных правах человека, так как регистры удобного флага не обеспечивают соблюдение минимальных социальных норм, — объяснил Н. Суханов.

Моряки, услышав разъяснения инспекторов, выразили надежду на улучшение условий труда. Они попросили представителей Российского профсоюза моряков направить судовладельцу требование о подписании коллективного договора, который бы учитывал международные стандарты. Поблагодарив представителей РПСМ, члены экипажа  Helena Grace выразили надежду на то, что условия труда будут улучшены. 

РПСМ отмечает: этот случай — лишь один из многих в мировой практике. Тысячи моряков по всему миру сталкиваются с эксплуатацией и отсутствием защиты, поэтому каждый визит профсоюза на судно для проверки условий труда моряков — это еще один шаг к справедливости.

Фото — ДВРО РПСМ

↑ 

Наверх