РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Разработка передовых систем обнаружения пожара может спасти жизни людей и грузы на судах, а также избавить судоходство от устаревших технологий, которым уже несколько десятилетий. Компания SafetyTech Accelerator обещает, что разрабатываемые новые системы обнаружения огня будут оповещать моряков гораздо быстрее и точнее, помогая экономить драгоценные минуты, которые могут оказаться решающими с точки зрения эффективности противопожарных мер.
Пожары на судах в море могут иметь катастрофические последствия, приводя к гибели людей и серьезным повреждениям судов и грузов. Директор по безопасности и управлению рисками клуба взаимного страхования UK P&I Club Стюарт Эдмонстон сказал, что сегодня строятся суда с «системами обнаружения пожара, которые были разработаны 30, 35, 40 лет назад». Многие из них будут перевозить грузы, которые сами по себе относятся к пожароопасным. Страховщики знают, о чем говорят: клубы P&I регулярно урегулируют страховые претензии по пожарам, причиной которых становились возгорания таких перевозимых морем грузов, как древесный уголь, гипохлорит кальция, литиевые батареи, хлопок, шерсть, рыбная мука и жмых семян.
Стюарт Эдмонстон подчеркнул, что раннее обнаружение пожаров имеет важное значение: «Если мы сможем обнаружить их на ранней стадии, то это приведет к тому, что меньше опасных ситуаций выйдут из-под контроля», что будет иметь очевидные последствия для безопасности экипажей судов.
Управляющий директор по предотвращению потерь TT Club Майк Ярвуд отметил, что моряки, которые первыми реагируют на эти инциденты, не отвечают за то, какой груз они перевозят в контейнерах, — как он декларируется, упаковывается, размещается и закрепляется. Экипажи судов часто вынуждены выполнять незавидную роль пожарных, да к тому же в сотнях, если не тысячах миль от потенциальной помощи.
Главный консультант в инновационной консалтинговой компании Safety Accelerator, созданной Lloyd’s Register и Lloyd’s Register Foundation, Себ Корби подробно описал четыре технологии, которые в настоящее время находятся в разработке.
Так, волоконно-оптические тепловые линейные пожарные извещатели уже некоторое время используются в других отраслях. Вместо датчиков эта технология использует непрерывные линии оптоволоконного кабеля, который чутко реагирует на тепловое излучение. При тестировании системы на судне, ее установили вокруг одного из грузовых трюмов, в который поместили специальный контейнер — его нагревали до разных температур. Система смогла не только фиксировать изменения температуры, но и определять точное положение контейнера в трюме.
Другие разрабатываемые технологии включают мультигазовые датчики, которые способны распознать целый ряд различных газов задолго до того, как может быть обнаружен дым, что позволяет реагировать на возгорания на раннем этапе. В ходе испытаний пожары внутри контейнеров обнаруживались в течение нескольких минут.
Третья технология — электронный нос и прогнозируемая модель ИИ для интерпретации определенного запаха: опять же — задолго до того, как появятся какие-либо признаки дыма. Электронный нос может улавливать изменения в окружающей атмосфере в течение нескольких минут, тогда как у обычного детектора дыма на это уходит от получаса.
Раннее обнаружение пожаров, связанных с литий-ионными аккумуляторами, имеет особое значение для морской отрасли, поскольку эти пожары очень быстро распространяются и выделяют большие объемы токсичных газов, которые представляют угрозу здоровью моряков.
Корби описал четвертую технологию как «прорывную»: она основана на wi-fi и радиоволнах. Если длина радиоволны меняется на пути между передатчиком и приемником, технология может обнаружить мельчайшие изменения в форме груза, его температуре, давлении, выделении газа почти так же точно, как если бы датчик был помещен внутрь контейнера. «Речь идет об изменении температуры на полградуса-градус — и эта технология способна его обнаружить», — сказал он.
И хотя эти технологии стремительно развиваются, вероятно, пройдет еще несколько лет, прежде чем новые суда будут сходить со стапелей с новыми системами обнаружения пожаров.
Источник seatrade-maritime.com; перевод ЦИА РПСМ; фото — Sri Lanka Ports Authority
Наверх