16.08.2024

Никогда не покидайте судно самовольно

В лучшем случае вам придется самостоятельно купить билеты до дома, в худшем — в трудовой книжке появится такая запись, которая закроет дорогу на флот. На что рассчитывать моряку, покинувшему судно самовольно, до истечения контракта? Кому-то ответ на вопрос покажется очевидным, тем не менее в Калининградскую региональную организацию Российского профсоюза моряков обратился матрос с жалобой: компания, по его мнению, не доплатила $500, что он обнаружил уже после списания. Моряк добавил, что отработал контракт, написал рапорт на увольнение, уехал домой, расчетный лист не получил. КРО РПСМ стала разбираться, почему так вышло. 

Так, выяснили, что матрос нанимался на иностранное судно, работающее по коллективному договору, через калининградский крюинг. Его сотрудники и предоставили в КРО РПСМ все документы по сложившейся ситуации. 

Председатель Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков Людмила Измалкова рассказала, что у матроса действительно в конце июля заканчивался индивидуальный контракт, о чем он заблаговременно подал рапорт, рассчитывая на списание по истечению договора. Когда судно в середине июля зашло в один из российских портов, матрос, никому ничего не сказав, покинул борт и пропал в неизвестном направлении. Как был — без личных вещей и документов. Правда, на следующее утро вернулся, попросив все отдать, а, получив вещи, уехал домой, не дождавшись смены.

Так почему же моряк получил на $500 меньше? Потому что в любом контракте, а также отдельным пунктом в коллективном договоре, прописано, в каких случаях член экипажа может списаться с судна до истечения контракта за счет судовладельца. Если конкретный случай не прописан в договоре, то списывающийся компенсирует прибытие сменщика из собственного кармана. И удержанные $500 — далеко не предел, потому что доставка моряка в порт может стоить гораздо дороже. Другое дело, если удержали меньше, чем было потрачено на организацию смены. Судовладелец вряд ли будет судиться за $2–3 тысячи, а вот «галочку» с пометкой «на работу не брать» напротив фамилии такого работника наверняка поставит.

Под российским флагом дело может обстоять еще хуже. Дело в том, что кроме отказа судовладельца работать с человеком в дальнейшем, в трудовой книжке моряка может появиться неприятная запись, с которой не каждая российская компания рискнет взять на работу.

Помните, что при самовольном уходе с судна поехать домой без последствий не получится. Если у вас действительно есть причина для досрочного списания, то лучше и правильнее договориться о смене со своим работодателем — самостоятельно или с помощью профсоюза. 

Фото: автор  Длявер Альчик для конкурса РПСМ «Я/Мы ключевые работники»


↑ 

Наверх