07.08.2024

РТК: о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в конце июня провела свое очередное заседание. Члены РТК — представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ — обсудили законопроект, предлагающий утвердить на 2025 г. страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Помимо этого комиссия рассмотрела проекты актов Правительства РФ по различным вопросам, в частности об индексации в 2024 г. размера вознаграждения адвоката по назначению; утверждении допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в отдельных видах экономической деятельности; утверждении Концепции по повышению уровня занятости инвалидов.

Кроме того, обсуждалось постановление Правительства РФ, которым внесены изменения в Положение об оплате дополнительных расходов на реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. 

За пределами основной повестки члены РТК одобрили проект постановления о переносе выходных дней в 2025 г.

Подробнее о заседании РТК рассказала эксперт по правовым вопросам Российского профсоюза моряков (РПСМ) Светлана Колганова.

О проекте ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг.»

Законопроект разработан в соответствии со ст. 21 ФЗ от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которая предусматривает установление федеральным законом страховых тарифов на очередной финансовый год и плановый период. Он сохраняет условия установления и размеры тарифов, действующие в 2024 г., – 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска (от 0,2 до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования). 

Отметим, что для морского и речного транспорта установлен тариф 1,4 процента с учетом VIII класса профессионального риска.

Одновременно, в 2025 г. и в плановом периоде 2026 и 2027 гг. сохраняется льгота по уплате страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II или III групп, включая льготу, предусмотренную для индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов, аналогично регулированию на 2024 г.

В ходе заседания обсуждался вопрос о финансировании расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизм, если заявки работодателей превышают суммы, заложенные в бюджете Социального фонда России (СФР) в части страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 

Вопрос задавался в связи с тем, что в бюджете СФР закладываются средства на финансирование в размере меньшем, чем могут заявить для компенсации работодатели в соответствии с законодательством. В ответ сообщено, что в этих целях запрашиваются дополнительные средства из резервного фонда Правительства РФ. Такой запрос осуществлялся в 2021 г., Правительство РФ его удовлетворило. Также сообщено о работе над законопроектом, который позволяет СФР использовать резерв бюджета СФР по данному виду страхования в случае, если предусмотренные бюджетом СФР средства на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствующем году полностью распределены.

Члены РТК согласились в основном с проектом федерального закона.

Одновременно с учетом обсуждения в решение по данному вопросу были включены позиции сторон комиссии, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, а также несколько поручений ведомствам.

В частности, отмечено, что члены РТК, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и работодателей, обращают внимание на то, что доля средств, предусмотренных на финансирование предупредительных мер по сокращению  производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников на 2025 г. и плановый период 2026 и 2027 гг., составляет существенно меньшую часть от объема страховых взносов  на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, чем предусмотренные законодательством возможности. При этом до настоящего времени остается нерешенным вопрос о предоставлении Фонду пенсионного и социального страхования РФ права оперативного использования на финансовое обеспечение предупредительных мер средств резерва по данному виду социального страхования в случае, если предусмотренные бюджетом СФР средства на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствующем году полностью распределены. В этой ситуации повышаются риски недофинансирования предупредительных мер, неполного удовлетворения заявок работодателей на эти цели. Вопрос нуждается в урегулировании.

Также стороны комиссии, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и работодателей, отметили целесообразность рассмотреть в рамках РТК предложения по нормативному регулированию вопроса об использовании средств резерва на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в случаях, если предусмотренные бюджетом СФР средства на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствующем году полностью распределены.   В этих целях предложить Минтруду России и Фонду пенсионного и социального страхования РФ направить в секретариат комиссии проект соответствующего нормативного акта для рассмотрения на заседании РТК в сентябре 2024 г.

Кроме того, Минтруду России, Минздраву России и СФР предложено провести анализ эффективности финансового обеспечения предупредительных мер, а информацию направить в секретариат комиссии до 1 октября текущего года. Также Минтруду России и СФР предложено до 1 октября текущего года направить в секретариат комиссии информацию об анализе существующих тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по классам профессионального риска с учетом формирующегося профицита по данному виду обязательного социального страхования.

Дополнительно СФР предложено возобновить практику взаимодействия региональных отделений СФР с объединениями профсоюзов и объединениями работодателей в части предоставления информации о происшедших тяжёлых и смертельных несчастных случаях на производстве.

О постановлении Правительства РФ от 18 июля 2024 года № 974 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 15 мая 2006 г. № 286»

Принятым постановлением внесены изменения в Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 г. № 286.

Принятые изменения касаются широкого круга вопросов. 

В частности, в Положение включена норма, обязывающая страховщика оплачивать медицинскую помощь, которая не предусмотрена программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, но при этом входит в объем лечения застрахованного лица, определенного врачебной комиссией медицинской организации.

Закреплен порядок определения размера компенсации за самостоятельно приобретенные протез, протезно-ортопедическое изделие, ортез, техническое средство реабилитации (ТСР) или транспортное средство, которое должно быть предоставлено пострадавшему в соответствии с его программой реабилитации, на основании последнего по времени заключенного государственного контракта на приобретение таких средств или транспортное средство.

Включена норма об исчислении сроков пользования ТСР в случае первичного обеспечения страховщиком застрахованного лица ТСР либо самостоятельного приобретения ТСР застрахованным лицом, а также при замене ранее выданного ТСР.

Увеличен размер денежной компенсации расходов на текущий ремонт транспортного средства и горюче-смазочные материалы для него с 835 рублей до 3220 рублей в год с учетом роста индекса потребительских цен за период с 2005 по 2024 гг., то есть периода, в течение которого размер компенсации не менялся. 

Кроме того, расширены категории поездов и вагонов, проезд в которых для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации подлежит компенсации. 

Также введено ограничение по компенсации расходы на обучение в соответствии с рекомендованными ему программой реабилитации. Такая компенсация будет осуществляться только один раз. К слову, к данному изменению об ограничении компенсации расходы на обучение возникли замечания у профсоюзной стороны, поскольку не всегда проведенное обучение может соответствие потребностям рынка труда в месте проживания пострадавшего вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания.

В связи с тем, что проект постановления уже утвержден, члены РТК принять к сведению информацию о данном документе.

Кроме того, с учетом состоявшегося обсуждения Минтруду России предложено представить в секретариат Комиссии информацию о численности застрахованных лиц, прошедших профессиональное обучение (дополнительное профессиональное образование) по профессиям рабочих, должностям служащих; численности застрахованных лиц, прошедших повторное и последующее переобучение без дальнейшего трудоустройства, в том числе с учётом полученных квалификаций; перечень профессий, по которым проводится обучение.

О проекте постановления Правительства РФ «Об установлении на 2025 г. допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ отдельные виды экономической деятельности»

Проект постановления подготовлен на основании пункта 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в соответствии с которой Правительство РФ вправе ежегодно с учётом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

Соответственно проектом постановления предлагается утвердить допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в отдельных видах деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Размеры допустимых долей для федерального уровня сохранены по сравнению с показателями, установленными на 2024 год в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2023 года № 1511 «Об установлении на 2024 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ отдельные виды экономической деятельности». Допустимой доли в отношении деятельности морского транспорта на федеральном уровне проектом постановления не предусмотрено.

Также проектом постановления предусматриваются особенности применения на территории отдельных субъектов РФ допустимых долей, предусмотренных проектом постановления. Кроме того, для отдельных субъектов РФ предусматриваются дополнительные виды деятельности и допустимые доли в отношении иностранных работников.

Проект постановления подготовлен на основании мотивированных предложений субъектов РФ по определению допустимой доли. При этом отмечено, что мотивированные предложения перед направлением в Минтруд России рассматриваются на заседаниях трёхсторонних комиссий субъектов РФ по регулированию социально-трудовых отношений.

При предварительном обсуждении проекта постановления на одной из рабочих групп РТК обсуждались особенности установления допустимой доли, предусмотренные проектом постановления, в отдельных субъектах РФ. 

В частности, представитель Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) задавал вопрос об обоснованности установления для Краснодарского края допустимой доли для вида экономической деятельности «транспортировка и хранение» в размере 15 процентов общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами, поскольку согласно общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) «Транспортировка и хранение» (раздел H) объединяет значительное число видов экономической деятельности, включая деятельность по перевозке грузов и пассажиров водным транспортом.

Было сообщено, что Краснодарский край свое предложение обосновал данными о росте правонарушений на транспорте, как уголовных, так и административных.

Члены РТК согласились в основном с проектом постановления. 

Одновременно члены РТК отметили высокий уровень проработки Минтрудом России вопроса установления на 2025 г. допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, в процессе подготовки проекта постановления.

О проекте постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2025 году»

В соответствии с проектом постановления в целях рационального планирования рабочего времени предлагается перенести в 2025 году следующие выходные дни: с субботы 4 января на пятницу 2 мая; с воскресенья 5 января на среду 31 декабря; с воскресенья 23 февраля на четверг 8 мая; с субботы 8 марта на пятницу 13 июня; с субботы 1 ноября на понедельник 3 ноября.

Таким образом, с учетом нормы статьи 112 Трудового кодекса РФ о переносе выходного дня на следующий после него рабочий день при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней в 2025 году будут следующие дни отдыха: с 29 декабря 2024 года по 8 января 2025 года; с 22 по 23 февраля; с 8 по 9 марта; с 1 по 4 мая и с 8 по 11 мая; с 12 по 15 июня; со 2 по 4 ноября; с 31 декабря 2025 года по 8 января 2026 года

Члены РТК согласились с проектом постановления.


↑ 

Наверх