23.05.2024

РТК: ведется работа над цифровым профилем моряка

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) на своем заседании 24 апреля рассмотрела и одобрила два законопроекта, касающихся предоставления льгот по страховым взносам отдельным категориям плательщиков. Один из них предполагает продление до 2037 года действия пониженных тарифов страховых взносов в размере 0%, установленных в отношении выплат и иных вознаграждений членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Также обсуждался проект закона, предполагающий внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта и Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» по вопросам государственной регистрации судов, а также состава и порядка выдачи судовых документов.

Кроме того, члены РТК утвердили Рекомендации по повышению эффективности работы региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, а также состав межведомственной рабочей группы по подготовке Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2025 год.

По окончании заседания состоялось награждение победителей и призеров всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».

О проекте ФЗ «О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Законопроектом предлагается предусмотреть возможность резидентам территории Дальневосточного федерального округа, а также резидентам свободного порта Владивосток, получившим данный статус до 1 января 2023 г., перенести срок начала применения единых пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных статьей 427 НК РФ.

Сейчас данная категория плательщиков вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% в течение десяти лет, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.

Ранее в НК РФ уже были внесены изменения, устанавливающие заявительный порядок применения единых пониженных страховых тарифов для резидентов ТОР И СПВ, но только получившим этот статус позднее — после 1 января 2023 года. Это позволяет заявителям самостоятельно определять дату начала применения пониженных тарифов страховых взносов.

Разработчиками законопроекта предлагается предоставить такое же право резидентам ДФО и СПВ, получившим этот статус ранее, то есть до 1 января 2023 года — в целях обеспечения равных условий налогообложения.

Одновременно, законопроектом предполагается, что общий срок приостановления возможности применять льготный тариф по страховым взносам не может превышать три года.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, возможность отложить применение пониженного тарифа вызвана тем, что потребность в этой льготе возникает только на 3-5 год, поскольку в течение этого времени осуществляется разработка проектной документации, создаются объекты недвижимого имущества, приобретается и монтируется оборудование, что осуществляется силами подрядных организаций.

Члены РТК согласились с проектом федерального закона.

О проекте ФЗ «О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 33.4 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

Проект федерального закона предусматривает продление после 2027 года до 2037 года действия пониженных тарифов страховых взносов в размере 0%, установленных для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС) (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа в морских портах Российской Федерации), за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, — в отношении данных выплат и вознаграждений.

Соответствующие изменения предлагаются в статью 427 части второй Налогового кодекса РФ и статью 33.4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Основанием для разработки законопроекта стало поручение Президента Российской Федерации В. В. Путина от 30 июля 2023 г. № Пр-1496 по итогам совещания по вопросам развития речного судоходства, состоявшегося 20 июня 2023 года.

В пояснительной записке к законопроекту обозначено положительное влияние льготы по страховым взносам, введенной ФЗ от 7 ноября 2011 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства», на рост количества судов, зарегистрированных в РМРС.

В частности указано, что принятие данного закона позволило увеличить с начала 2012 года до 2021 года количество судов, зарегистрированных в РМРС, с 753 до 1843 единиц, то есть в 2,4 раза, а общий дедвейт флота увеличился более чем в 4,4 раза.

Члены РТК согласились с проектом федерального закона.

О проекте ФЗ «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроектом предлагаются изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ), Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ) и ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» по вопросам государственной регистрации судов, а также состава и порядка выдачи судовых документов. 

В частности, в КТМ планируются следующие изменения: 

- отнести к компетенции российских организаций, уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов издание правил выдачи дополнительных судовых документов (мерительное свидетельство; свидетельство о грузовой марке; свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью; свидетельство на судовую радиостанцию и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию); а также правил определения вместимости судна упрощённым способом (изменения в статьи 24, 25, 29 КТМ);

- из числа судовых документов исключены машинный журнал, санитарный журнал, судовое санитарное свидетельство о праве плавания, разрешение на судовую радиостанцию заменено на свидетельство на судовую радиостанцию (изменения в статье 25 КТМ);

- предлагается осуществлять первоначальную государственную регистрации судна в отношении дополнительной категории судов, а именно: судов, зафрахтованных по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) (изменения в статью 32 КТМ);

- вводятся дополнительные требования к первоначальной государственной регистрации: предусматривается принятие порядка в целях определения соответствия судна его идентифицирующим признакам, а также перечень идентифицирующих признаков (изменения в статью 32 КТМ); 

- уточняется наименование документа, в соответствии с которым выдаётся свидетельство о минимальном составе экипажа судна. В предлагаемой редакции - положение о минимальном составе экипажей судов (изменения в статью 53 КТМ;

- вводится статья 55.2, устанавливающая требования к мореходной книжке. Предполагается, что мореходная книжка не заменяет трудовую книжку, предусмотренную статьей 66 ТК РФ, или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 ТК РФ. Мореходная книжка заполняется, содержится и хранится членом экипажа судна и должна быть у члена экипажа судна при выходе судна в море. При этом оформление, выдачу и учет мореходных книжек будут осуществлять федеральные государственные организации, администрации бассейнов внутренних водных путей и капитаны морских портов, включенные в перечень, утвержденный Росморречфлотом;

- уточнение требований к регистрации морской линии: сокращается срок регистрации морской линии (изменения в статью 114.2 КТМ).

В КВВТ планируются следующие изменения:

- из судовых документов исключается машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна

без совмещения должностей) и судовое санитарное свидетельство о праве плавания; из числа ответственными за выдачу документов исключаются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ на выдачу исключённых судовых документов (изменения в статью 14 КВВТ);

- предусматривается, что предоставление информации о правах в отношении судов, включается в выписку из реестров судов при наличии согласия правообладателей (изменения в статью 16 КВВТ). Аналогичная норма предусмотрена статьёй 50 КТМ;

- вводятся идентифицирующие признаки судна (изменения в статью 19 КВВТ);

- вводится использование свидетельства о минимальном составе экипажей судов для подтверждения обеспечения безопасности самоходного транспортного судна определённого типа в соответствии с требованиями эксплуатации (изменения в статью 26 КВВТ).

В ФЗ о связи предлагается предусмотреть, что судовые радиостанции и их элементы, используемые на судах, не подлежат регистрации и используются на основании свидетельств на судовые радиостанции или разрешений на бортовые радиостанции.

В пояснительной записке к законопроекту в качестве причины его разработки указано на наличие бюрократических барьеров для судовладельца, поскольку в настоящее время выдача судовых документов производится органом, осуществляющим государственную регистрацию судна, за исключением «Разрешения на судовую радиостанцию» и «Судового санитарного свидетельства». В ней также отмечено отсутствие регулирования в отношении мореходной книжки и процедуры идентификации и освидетельствования судов при их первичной регистрации. В отношении мореходной книжки отмечено, что предлагаемые изменения на законодательном уровне обеспечат моряков документом, содержащим сведения о его трудовой деятельности на борту судна.

При предварительном обсуждении данного законопроекта на одной из рабочих групп РТК представителем Минтранса России дополнительно пояснено о ранее внесенных изменениях в КТМ, которыми полномочия по определению порядка оформления, выдачи и применения удостоверения личности моряка (УЛМ) переданы от Правительства РФ к Минтрансу России. Сейчас данный порядок определен постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 628. Данным же постановлением урегулированы вопросы выдачи мореходной книжки.

Однако в связи с передачей полномочий данное постановление планируется признать утратившим силу. Вместо него Минтранс России примет свой ведомственный акт, который урегулирует оформление, выдачу и применение УЛМ. Вместе с тем, в КТМ отсутствует упоминание о мореходной книжке, соответственно не установлены полномочия по регулированию применения данного документа. В связи с чем, после признания утратившим силу постановления от 18.08.2008 № 628, возникнет пробел в регулировании применения мореходной книжки. На преодоление данного пробела и предложены изменений в КТМ, касающиеся мореходной книжки.

Также задавался вопрос о планируемой процедуре восстановлении данных из мореходной книжки в случае ее утраты моряком. Как стало известно, сейчас ведется работа над цифровым профилем моряка, где планируется отображать информацию из мореходной книжки. Работа осуществляется в рамках национальной транспортной стратегии, предусматривающей создание цифровой платформы в сфере транспорта «Транспортно-логистическая платформа». Необходимость предоставления Минтрансом соответствующей информации нашла отражение в протоколе заседания РТК.

Кроме того, представителем Федерации профсоюзов работников морского транспорта, членской организацией которой является Российский профсоюза моряков, высказана озабоченность, что во вводимую в КТМ статью 55.2 не включено право судовладельца выдавать мореходную книжку, хотя действующими требованиями такое право предусмотрено.

Члены РТК согласились с проектом федерального закона.

Одновременно, Минтрансу России в III квартале 2024 года предложено направить в секретариат Комиссии для обсуждения с социальными партнерами предложения по совершенствованию защиты информации мореходных книжек посредством информационных технологий. Минтрансу России рекомендовано при подготовке на предварительных этапах подзаконных нормативных правовых актов провести консультации с представителями профильных профсоюзов и работодателей.

Об утверждении Рекомендаций по повышению эффективности работы региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений

Рекомендации по повышению эффективности работы региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений разработаны по итогам семинара-совещания с координаторами сторон региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, проведенного 24 ноября 2023 года в соответствии с решением Комиссии от 26 мая 2023 года (протокол № 5, п. «б» раздела 10).

Рекомендации направлены на повышение роли трехсторонних комиссий в реализации субъектами РФ политики в социально-трудовой сфере и повышение эффективности реализации соцпартнерства на территориальном и локальном уровнях. Предполагается, что рекомендации будут содействовать расширению представительства профсоюзов (их объединений) и объединений работодателей в региональных комиссиях.

Рекомендации касаются организации деятельности трехсторонних комиссий по следующим вопросам: обеспечение участия представителей профсоюзов и объединений работодателей в обсуждении вопросов в органах исполнительной и законодательной власти по социально-трудовой тематике, включая направление проектов нормативных актов; материально-техническое, организационное и информационное обеспечение деятельности региональных трёхсторонних комиссий. 

В рекомендации вошёл перечень вопросов, обязательных к рассмотрению на региональной трехсторонней комиссии.

Члены РТК утвердили текст Рекомендаций.


↑ 

Наверх