С проблемой нехватки морских кадров сталкиваются судоходные компании по всему миру. Но если за рубежом не хватает офицеров, то в России наиболее остро дефицит ощущается среди специалистов рядового состава. Председатель Азово-Донской территориальной организации Российского профсоюза моряков Леонид Глушак отмечает, что в ходе кампаний по подписанию коллективных договоров социальные партнеры отмечали катастрофическую нехватку рядового состава — матросов, сварщиков, мотористов. Ситуация дошла до того, что судовладельцы переманивают друг у друга специалистов, предлагая зарплату на $200-300 выше. Так, в Ростовской области матрос 1 класса может рассчитывать на зарплату около $1500.
Леонид Глушак считает, что проблема в первую очередь связана с санкциями, введенными против нашей страны, которые в том числе отразились на тружениках флота и оказали негативное влияние на привлекательность работы в море. Он добавляет, что перед отраслью стоит реальная угроза дефицита рядовых кадров и обострилась проблема удержания персонала в отрасли: «Компаниям необходимо всеми способами привлекать моряков — предлагать высокую стабильную зарплату, обеспечивать постоянную связь с домом и хорошие бытовые условия на судне. И, конечно, нужна действенная реклама. Она не только позволит узнать о невидимой роли судоходства в нашей повседневной жизни, но также подтолкнет молодежь к получению морского образования и дальнейшей карьере на торговом флоте, по завершении которой можно устроиться на берегу — также с перспективами роста».
Председатель АДТО РПСМ уверен: стороны социального партнерства должны сообща работать в направлении популяризации профессии.