13.05.2024

Проверки судов в портах Находка и Восточный привели к улучшению условий труда моряков

К такому выводу пришел председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов после подведения итогов работы инспекторов труда ДВРО РПСМ за 2022-2023 гг. Так, их деятельность связана с посещением судов в портах Находка и Восточный и проверкой условий, в которых трудятся моряки. 

Всего за два года представители ДВРО РПСМ побывали на 95 морских судах под иностранными и российскими флагами. В адрес 77 судовладельцев были отправлены нотисы с требованием о заключении коллективных договоров с профсоюзами. В результате 13 работодателей подписали договоры с профсоюзами моряков, в том числе РПСМ, а три судоходные компании сменили флаги на национальные. Например, в мае 2023 года после посещения теплохода Inlaco Bright под удобным флагом и проведения акции протеста на борту вьетнамский судовладелец заключил колдоговор с Российским профсоюзом моряков, увеличив заработную плату морякам почти в два раза. В декабре 2023 года был подписан договор между ДВРО РПСМ и компанией Stolt Tankers B.V., на флоте которой работают более 500 дальневосточников.    

В случаях, когда моряки жаловались на задержку зарплаты, инспекторы ДВРО РПСМ оперативно принимали меры по урегулированию проблемы. В частности, после обращений в капитании портов работодатели погашали задолженности. За 2022-2023 гг. морякам было возвращено более $1,5 млн заработной платы.

Как правило, во время визита на судно инспекторы ДВРО РПСМ рассказывают морякам о системе удобных флагов и почему нужен коллективный договор. Масштабы использования удобных флагов в мире достигли рекордного уровня: в дешевых регистрах уже зарегистрировано больше половины мирового торгового флота. Морякам, нанятым на суда без колдоговора, приходится не просто — регистры удобного флага не обеспечивают соблюдение минимальных социальных гарантий. Характерной особенностью законодательства стран удобного флага является то, что они не регламентируют важные вопросы набора экипажа и не предлагают серьезной системы контроля.  В условиях отсутствия контроля со стороны государства флага владельцы судов могут самостоятельно устанавливать нормы и правила, в том числе уровень заработной платы и условия труда моряков. 

Инспекторы объясняют экипажам судов, что задача морских профсоюзов — добиться, чтобы судовладельцы соблюдали хотя бы минимальные требования по условиям труда. Так, заработная плата матроса первого класса не должна быть меньше $1836, а компенсация за гибель моряка в период действия контракта — $110 тысяч.

— Только наличие коллективного договора с национальным профсоюзом на судах под удобными флагами и коллективного договора РПСМ для судов под российским флагом дает гарантию труженикам флота на защиту их законных прав и интересов, — заключает председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. 

Остается добавить, что во время каждой встречи с экипажами инспекторы ДВРО РПСМ передают на суда книги о правах моряков, работающих под удобным флагом, журналы «Морской профсоюзный вестник». В свободное от вахт время они приглашают всех моряков в интерклуб Находки. 


↑ 

Наверх