РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Своевременные репатриация и выплата заработной платы по-прежнему остаются основными поводами обратиться в профсоюз за помощью. Председатель Азово-Донской территориальной организации Российского профсоюза моряков Леонид Глушак подвел итоги работы АДТО РПСМ в 2023 году. «Как и прежде, морякам требовалось содействие по возвращению долгов по зарплате, – сказал он. – Подобного рода проблемы возникают как на судах по иностранными флагами, так и под российским».
Так, в организацию обратился моряк с жалобой на компанию, которая не выплатила деньги за травму. Он рассказал о существовании договоренности, что за травму, полученную в рейсе, выплачивается месячный оклад, который состоял из 42 тысяч рублей и $900. Однако компания согласилась выплатить только рублевую часть, а в долларовой – отказала. Леонид Глушак отметил, что переговоры были сложными, но ситуацию уладили: обе стороны трудового конфликта остались довольны результатом.
Другой случай произошел с матросом, который трудоустроился в зарубежную компанию по контракту шесть месяцев (-2/+3), предупредив о том, что сможет отработать только чуть больше четырех месяцев – нужно было вернуться на учебу. В итоге моряк остался на судне гораздо дольше: компания не смогла найти замену. После списания оказалось, что ему не выплатили бонусы в размере около $1700 и не вернули деньги за дорогу домой, которую он оплатил из своего кармана. Компания мотивировала решение тем, что бонус – всегда на усмотрение работодателя. В конце концов, профсоюз и судовладелец нашли компромисс, который устроил моряка. Расходы по репатриации ему возместили.
В профсоюз обращались не только по вопросам выплаты денег, но и списания. Так, повар иностранного судна жаловался на плохое самочувствие в рейсе. Репатриировали ее только после того, как в конфликт вмешался профсоюз. Буквально через несколько дней она уже был в России в больнице на лечении. Помощь в списании с аварийного судна понадобилась и трем морякам – они всерьез были обеспокоены вопросами своей безопасности. Кроме того, им не всегда вовремя выплачивали заработную плату. АДТО РПСМ решила все проблемы в пользу обратившихся в профсоюз моряков: они были репатриированы домой с полным расчетом.
Еще два других случая были связаны с возвращением домой по истечению контрактов. В первом компания из Петропавловска-Камчатского не списывала моряка и тогда он связался с профсоюзом: после телефонного разговора с судовладельцем конфликт был разрешен. В другом – у члена экипажа закончился контракт, но работодатель не спешил с оформлением списания, так как не хотел менять моряка в Турции, где судно стояло на ремонте. К тому же компания не хотела оплачивать проезд до места проживания моряка. Дело в том, что после ремонта судно должно было отправиться в Россию, откуда было бы дешевле и быстрее организовать репатриацию. Однако у моряка не было времени ждать, нужно было вовремя вернуться на учебу. После вмешательства АДТО РПСМ судовладелец выполнил свои обязательства, несмотря на неудобства для компании. Моряк, обратившийся в профсоюз, успел вернуться домой к началу учебы.
Члены РПСМ обращались в профсоюз и за консультациями. Так, АДТО РПСМ получила обращение от капитана с просьбой проконсультировать по зарубежной судоходной компании, которая предложила ему контракт. Леонид Глушак рассказал, что после консультации с международным отделом РПСМ оказалось, что за заманчивым контрактом стояли мошенники, а капитан мог угодить в ловушку. Он поблагодарил РПСМ за предоставление актуальной информации. «Это еще раз подтверждает старую поговорку – «кто владеет информацией – тот владеет миром», – подчеркнул председатель АДТО РПСМ.
Другая консультация касалась правильных действий при получении травмы. Запрос поступил от третьего механика – он получил тяжелую травму левой руки на производстве. АДТО РПСМ подсказала, какие документы необходимо собрать, чтобы несчастный случай был признан страховым. Сделав все, как посоветовали в профсоюзе, моряк получил все причитающиеся выплаты.
Другой трудовой конфликт чуть не разгорелся из-за компенсации на проезд к судну. На прямую линию РПСМ пришел запрос от матери моряка. Женщина написала, что ее сына срочно вызвали на работу, указав, что в течении суток ему нужно прибыть к месту посадки на судно. Проехав 500 км на такси, оказалось, что судно еще не пришвартовалось – моряку пришлось ночевать в гостинице. Когда он предоставил в ростовскую компанию расходные чеки, сначала ему отказали в возмещении денег, потом говорили, что документы рассматриваются. Спустя месяц моряк так и не получил деньги. Профсоюз связался с работодателем и только тогда компания подтвердила, что все расходы будут оплачены.
Под конец прошлого года в АДТО РПСМ поступило обращение от старпома – члена РПСМ по поводу возвращения денежных средств, уплаченных кадровому агентству за оказанные услуги по содействию в трудоустройстве. Так как услугу ему не оказали, то должны были вернуть деньги, но агентство немного затянуло с возвратом средств. После вмешательства профсоюза моряк получил деньги. Пользуясь случаем, РПСМ напоминает, что плата за трудоустройство на флот – вне закона: крюинги за свою работу не имеют права брать деньги с моряков, так как агентствам за подбор кадров платят работодатели.
Добавим, что в прошлом году в АДТО РПСМ вступило 20 человек, и был подписан коллективный договор с российской компанией.
Председатель Азово-Донской территориальной организации Российского профсоюза моряков Леонид Глушак отметил, что проблем на флоте достаточно, но многие из них, как правило, решаются. Что касается планов на будущее, то цели и задачи у АДТО РПСМ все те же: это – защита интересов членов профсоюза; пополнение рядов профсоюза; пролонгация действующего коллективного договора и продолжение переговоров с судоходными компаниями; вступление в переговоры с новыми компаниями и подписание с ними коллективных договоров; сотрудничество с круинговыми и кадровыми агентствами; совместные проверки с прокуратурой, трудовой инспекцией и другими надзорными службами; обмен опытом с коллегами и заинтересованными сторонами.
Фото – Vyacheslav Argenberg/http://www.vascoplanet.com/
Наверх