РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Акцент на «как» и «почему», а не на «кто», позволяет
морякам, сообщающим об инцидентах, повысить безопасность коллег, не раскрывая
свою личность работодателям или властям, подчеркивает Адам Парнелл, директор
CHIRP Maritime (Программа конфиденциальных сообщений об инцидентах на море,
связанных с человеческим фактором).
Каковы ваши действия в случае инцидента на борту? Мы все
знаем, что мы должны сделать; после устранения первоначальных последствий вам
следует сообщить об инциденте или о происшествии вышестоящему руководству и,
если необходимо, в соответствующие органы. Увы, очень часто этого не
происходит. В результате важные уроки не извлекаются, не анализируются и не
усваиваются, а это означает, что моряки продолжают подвергаться опасности.
Кроме того, это искажает истинную картину безопасности судоходства. Часто
статистика инцидентов совершенно не соответствует действительности, а это
означает, что на отраслевом уровне не предпринимается достаточно усилий, чтобы
что-то предпринять по этому поводу.
Почему так происходит? Потому что моряки опасаются
докладывать об инцидентах, и у них для беспокойства по этому поводу существует
множество рациональных причин. Сами бывшие моряки, мы в CHIRP Maritime,
Программе конфиденциальных сообщений об инцидентах на море, связанных с
человеческим фактором, не понаслышке знаем об этих страхах. Это страх раскрыть
свою личность, страх репрессий со стороны начальства, страх насмешек со стороны
коллег за высказывания и страх осуждения в случае, если донесение проигнорируют
и не станут в нем разбираться. Вот почему 20 лет назад мы основали первую
независимую и анонимную программу сообщений, касающихся безопасности на море.
За это время к нам поступили сотни сообщений, многие из которых серьезно
повлияли на политику компании и даже на нормативно-регулятивную политику в целом,
и мы не раскрыли ни один источник.
Защита вас и вашей
безопасности
Любой, кто имеет опыт работы в море, знает, что за эти 20
лет многое изменилось. Новые методы работы на борту и требования на берегу, а
также новые технологии изменили отрасль как в лучшую, так и в худшую сторону.
Единственное, что не изменилось, — это необходимость повышения безопасности. В
судоходной отрасли по-прежнему ежегодно гибнет более 200 моряков, а также 1000
пассажиров. Кроме того, по данным The Pew Foundation, каждый год гибнет до 100
000 человек, связанных с рыболовным сектором. Однако, вероятнее всего, в
реальности дела обстоят еще хуже, потому что многие инциденты попросту
замалчиваются, и таким образом занижается статистика смертности в отрасли. Мы в
CHIRP Maritime прилагаем все усилия, чтобы изменить эту практику замалчивания.
Мы создаем условия и возможности для того, чтобы моряки могли легко и просто,
без риска негативных последствия для себя или риска потери рабочего места
сообщать о несчастных случаях и опасных ситуациях. Информация, которой они
делятся с нами, может впоследствии использоваться для выявления проблем
безопасности в морской отрасли и выработки передовых практик, чтобы другие
могли извлечь уроки из подобных инцидентов и не допускать их в будущем.
Знание – сила, и чем больше отчетов мы получим, тем большим
количеством уроков мы сможем поделиться. Если мы увидим, что одни и те же
проблемы в сфере безопасности повторяются во всей отрасли, мы сможем поделиться
этими наблюдениями с регулирующими органами и обратить их внимание на
необходимость усовершенствования действующих правил безопасности. Мы хотим
повысить влияние моряков и гарантировать, что их сообщения не будут
игнорировать; позволяя нам донести ваш голос до всей отрасли, вы помогаете
повысить стандарты безопасности на море для всех.
«Как» и «почему»
Воспользоваться анонимными каналами донесений зачастую
намного проще и быстрее, чем проходить через официальные процедуры: в CHIRP
Maritime можно отправить сообщение за
считанные минуты - онлайн, используя
приложение, или по электронной почте. Поскольку анонимные сообщения
делают акцент на причинах инцидентов, а не на обвинениях – «как», «почему» это
произошло, и «кто виноват» – моряки могут помочь повысить безопасность,
распространяя важные уроки, и при этом не переживать о возможных последствиях.
Начальство и коллеги никогда не узнают, кто передал
информацию, при отправке сообщений в CHIRP не требуется указывать даже фамилию.
Все, что может быть использовано для идентификации того, кто отправил сообщение,
а также судов или компаний, причастных к инциденту или предаварийной ситуации,
удаляется из отчетов до их публикации. Затем отчеты публикуются в Интернете и
среди наших подписчиков, которые могут извлечь уроки из вашего опыта и помочь
другим предотвратить повторение подобных инцидентов у себя на судне.
Хотя конфиденциальность является гарантией для моряков,
которые опасаются высказаться открыто, анонимная отчетность не является заменой
официальным процедурам. Самый быстрый и очевидный способ изменить ситуацию с
безопасностью моряков к лучшему – это информировать компании и органы власти не
только о реальных инцидентах, но и об опасных, предаварийных ситуациях. Однако,
очень часто эти отчеты застревают в компаниях, которые их получают; а если вы
направите сообщение в CHIRP, то можете быть уверенными, во-первых, в том, что
будет сохранена ваша анонимность, во-вторых, будет сохранена анонимность судна
и всех причастных к инциденту, и в-третьих, что выводы из вашего случая будут
доступны широкому кругу моряков.
Вместе повышаем
безопасность в отрасли
Недавние отчеты выявили целый ряд небезопасных ситуаций и
методов работы: от ненадлежащего защитного оборудования, используемого при
покраске корпусов судов, до последствий утомляемости экипажей на небольших
судах. Часто сообщения приводят к изменениям в политике компании и, при
необходимости, к вмешательству властей для исправления опасной практики. Каждый
анонимный отчет играет свою роль в повышении осведомленности о важных проблемах
безопасности и более широких тенденциях и дает уроки морякам и руководителям
морской отрасли.
В РПСМ считают, что нездоровая психологическая обстановка на
судне не лучшим образом влияет на
работоспособность экипажа. Судовладельцы и сами моряки должны стремиться к
созданию благоприятной среды на борту, чтобы отпала необходимость в анонимках.
И при любых сомнениях лучше сначала
обратиться в профсоюз, прежде чем
что-либо предпринять, особенно если нет уверенности в своих действиях, где помогут советом и подскажут, как лучше
поступить в сложной ситуации.
Источник: Safety4sea.com; перевод Елена Заспыкина, РПСМ; фото freepik
Наверх