17.01.2024

2023 год был успешным для мирового судоходства и судостроения

В 2023 году морская торговля выросла на 3% и достигла $12,4 млрд. Рост флота на глобальном рынке морских перевозок составил 3% и достиг 2,3 млрд DWT. Несмотря на этот прирост, количество заказов на строительство новых судов увеличился еще на 3% по сравнению с прошлым годом и составил 126 млн CGT. Такие данные приводит в своем отчете агентство Clarksons Research.

Вместе с ростом производства на 10%, по сравнению с 2022 годом, и превышения объема новостроя в 35 млн DWT, была достигнута еще одна значительная отметка: впервые в истории на долю Китая приходится более 50% от общего объема строительства флота.

На фоне подъема отрасли происходят значительные изменения в законодательстве судоходства, в основном направленные на ограничение уровня выбросов в атмосферу. Одновременно выросли инвестиции в альтернативные виды топлива и энергосберегающие технологии, что способствовало высокому уровню ставок фрахта в сегментах судоходства, связанного с энергоносителями — это газовозы, танкеры, оффшорные суда и др.

Лидером по высоким ставкам был сектор сжиженного углеводородного газа (СУГ). Так, фрахт VLGC-танкеров составил $91 625/ сутки. Ставки на СПГ-танкеры несколько снизились, но они все еще остаются высокими.

Активно продолжается восстановление оффшорного сектора — впервые с 2014 года буровые установки загружены на 90%.  «Хотя индекс средних дневных ставок ClarkSea снизился по сравнению с прошлым годом, он на 33% превысил десятилетний тренд: газовозы, танкеры, оффшорные суда, автомобилевозы были в цене, тогда как сухогрузы и контейнеровозы (во многом из-за перебоев в Красном море) были нестабильны. Благодаря возобновлению роста торговли и хорошему вторичному рынку, этот год был положительным для многих сегментов рынка судоходной отрасли», — отметил Стив Гордон, глава глобального отдела исследований Clarksons.

Танкеры

Рынок танкеров пережил еще один очень успешный год. Средние ставки фрахта в сегменте танкеров осталась на высоком уровне — $40 775/сутки (не изменилась по сравнению с прошлым годом: $40 766/сутки). Такой показатель обеспечила стабильная ситуация с дальними рейсами, которые были связаны с перераспределением потоков российской нефти. Доходы от перевозок в сегменте VLCC выросли на 80% по сравнению с прошлым годом — до $43 206/сутки на фоне роста китайского импорта сырой нефти и увеличения экспорта из Атлантики.В отличие от этого, доходы в секторах Suezmax и Aframax оставались очень высокими и третий год подряд превышают доходы VLCC. Ставки фрахта на танкеры-продуктовозы типа MR немного уменьшились, но все равно оставались выше среднего значения — $26 948/сутки.

Балкеры

Прошлый 2023 год был не столь успешным для балкеров: прибыль в этом сегменте снизилась на 40% по сравнению с прошлым годом. Средние ставки фрахта составили $ 12 371/сутки на фоне общего снижения неэффективности флота (например, из-за перегруженности). В четвертом квартале показатели были выше, средние ставки выросли $17 468/сутки. В 2023 году спотовые ставки на суда типа Capesize составили в среднем $12 429/сутки, что не выше «слабого» уровня 2022 года. В то же время ставки в более мелких сегментах вновь снизились.

Контейнеровозы

В 2023 году ставки фрахта в сегменте контейнеровозов снизились, так как рынок нормализовался после «исключительных» 2021-2022 годов. Снижение составило 71 % по сравнению с предыдущим годом, а средние ставки чартера — на 68% (пока остаются выше допандемийного уровня). В прогнозе Clarksosns предполагалось, что в 2024 году ставки достигнут дна, но в связи с перебоями в Красном море (более 300 контейнеровозов вместимостью 4 млн TEU сегодня перенаправлены на маршрут через Кейптаун) ставки фрахта в направлении Шанхай — Европа сегодня выросли в три раза, но они все еще на 65% ниже пикового уровня до пандемии.

СУГ и СПГ

В 2023 году спотовые ставки VLGC выросли на 69% по сравнению с прошлым годом до рекордного значения в $91 625/сутки благодаря активной торговле СУГ между США и Азией и перебоям в работе Панамского канала. Ставки фрахта СПГ-танкеров снизились по сравнению с 2022 годом, когда было зафиксировано рекордное значение, но остались на высоком уровне. Так спотовые ставки фрахта на судно DFDE вместимостью 160 тыс. куб. м составляют в среднем $97 077/сутки, что на 34% выше среднего значения за 10 лет. По прогнозам Clarksons, благодаря значительному количеству заказов (52% всего строящегося флота), в ближайшее время этот сегмент будет активно обновляться и расширяться для обеспечения работы многочисленных СПГ-проектов, которые будут введены в эксплуатацию в 2025-27 годах.

Шельф

В 2023 году рынки морской нефтегазовой отрасли продолжали укрепляться. Индекс Clarksons Offshore Index, который отслеживает OSV, буровые установки и суда для подводных работ, вырос до самого высокого уровня за последние 15 лет. Рынки морской ветроэнергетики в 2023 году были более неоднозначными, страдая от инфляционного давления и задержек реализации проектов. Но по прогнозам Clarksons перспективы ветроэнергетики остаются позитивными.

Танкеры-химовозы

В 2023 году финансовые показатели на рынке для танкеров-химовозов оставались сильными, хотя наблюдалось некоторое ослабление по сравнению с рекордными уровнями конца 2022 года. В 2023 году среднегодовая ставка на судно вместимостью 19 999 DWT составила рекордные $19 292/сутки.

Автомобилевозы

Фрахтовые ставки в сегменте автомобилевозов в 2023 году оставались на рекордных уровнях. Этому способствовали рекордные объемы торговли, стремительный рост экспорта из Китая (в частности, электромобилей) и увеличение тонно-миль. С 2019 года мировая морская торговля автомобилями, в ceu-милях, выросла на 19%, в то время как флот увеличился на 1%. К концу 2023 года ставки для PCTC вместимостью 6500 ceu составила рекордные $115 000/сутки (в конце 2022 года она оставалась на уровне $100 000/сутки).

Судостроение

Объем строительства флота на мировых верфях вырос на 10% по сравнению с прошлым годом и составил 35 млн CGT, при этом половину обеспечили предприятия из Китая. Наблюдается хороший поток заказов на 2023 год (снижение на 19% по сравнению с прошлым годом в CGT, но небольшой рост в дедвейте до 109 млн) с увеличением заказов на танкеры (+235 % DWT). Объем заказов составляет всего 12% от общего объема флота, но в ближайшие годы он будет в значительной степени ориентирован на контейнеровозы и газовозы. Общий индекс цен на новые суда, по данным Clarksons Research, вырос на 10%.

Морская торговля

После застоя в 2022 году и несмотря на мрачные экономические прогнозы в прошлом году, мировая морская торговля выросла на 3% до 12,4 млрд тонн. По прогнозам Clarksons, в 2024 году объем морской торговли составит 12,6 млрд тонн. Самыми динамичными видами торговли (по объему) в 2023 году стали перевозка автомобилей (+15 %), СУГ (+ 6%), благодаря восстановлению экономики Китая, сухие навалочные грузы выросли (+4,3 %), в то время как объемы контейнерных перевозок оставались слабыми. Рост мировой морской торговли составил 5% в тонно-милях. Перераспределение российских нефтяных потоков обеспечил рост тонно-миль на перевозку нефти/нефтепродуктов на 7%/10% и достиг самого высокого показателя с 2017 года.

Источник: paluba.media, фото Sabrina_I Wikimedia Commons

 

 

 


↑ 

Наверх