РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В 2023 году морская торговля выросла на 3% и достигла $12,4
млрд. Рост флота на глобальном рынке морских перевозок составил 3% и достиг 2,3
млрд DWT. Несмотря на этот прирост, количество заказов на строительство новых
судов увеличился еще на 3% по сравнению с прошлым годом и составил 126 млн CGT.
Такие данные приводит в своем отчете агентство Clarksons Research.
Вместе с ростом производства на 10%, по сравнению с 2022
годом, и превышения объема новостроя в 35 млн DWT, была достигнута еще одна
значительная отметка: впервые в истории на долю Китая приходится более 50% от
общего объема строительства флота.
На фоне подъема отрасли происходят значительные изменения в
законодательстве судоходства, в основном направленные на ограничение уровня
выбросов в атмосферу. Одновременно выросли инвестиции в альтернативные виды
топлива и энергосберегающие технологии, что способствовало высокому уровню
ставок фрахта в сегментах судоходства, связанного с энергоносителями — это
газовозы, танкеры, оффшорные суда и др.
Лидером по высоким ставкам был сектор сжиженного
углеводородного газа (СУГ). Так, фрахт VLGC-танкеров составил $91 625/ сутки.
Ставки на СПГ-танкеры несколько снизились, но они все еще остаются высокими.
Активно продолжается восстановление оффшорного сектора —
впервые с 2014 года буровые установки загружены на 90%. «Хотя индекс средних дневных ставок ClarkSea
снизился по сравнению с прошлым годом, он на 33% превысил десятилетний тренд:
газовозы, танкеры, оффшорные суда, автомобилевозы были в цене, тогда как
сухогрузы и контейнеровозы (во многом из-за перебоев в Красном море) были
нестабильны. Благодаря возобновлению роста торговли и хорошему вторичному
рынку, этот год был положительным для многих сегментов рынка судоходной
отрасли», — отметил Стив Гордон, глава глобального отдела исследований
Clarksons.
Танкеры
Рынок танкеров пережил еще один очень успешный год. Средние
ставки фрахта в сегменте танкеров осталась на высоком уровне — $40 775/сутки
(не изменилась по сравнению с прошлым годом: $40 766/сутки). Такой показатель
обеспечила стабильная ситуация с дальними рейсами, которые были связаны с
перераспределением потоков российской нефти. Доходы от перевозок в сегменте
VLCC выросли на 80% по сравнению с прошлым годом — до $43 206/сутки на фоне
роста китайского импорта сырой нефти и увеличения экспорта из Атлантики.В
отличие от этого, доходы в секторах Suezmax и Aframax оставались очень высокими
и третий год подряд превышают доходы VLCC. Ставки фрахта на
танкеры-продуктовозы типа MR немного уменьшились, но все равно оставались выше
среднего значения — $26 948/сутки.
Балкеры
Прошлый 2023 год был не столь успешным для балкеров: прибыль
в этом сегменте снизилась на 40% по сравнению с прошлым годом. Средние ставки
фрахта составили $ 12 371/сутки на фоне общего снижения неэффективности флота
(например, из-за перегруженности). В четвертом квартале показатели были выше,
средние ставки выросли $17 468/сутки. В 2023 году спотовые ставки на суда типа
Capesize составили в среднем $12 429/сутки, что не выше «слабого» уровня 2022
года. В то же время ставки в более мелких сегментах вновь снизились.
Контейнеровозы
В 2023 году ставки фрахта в сегменте контейнеровозов снизились,
так как рынок нормализовался после «исключительных» 2021-2022 годов. Снижение
составило 71 % по сравнению с предыдущим годом, а средние ставки чартера — на
68% (пока остаются выше допандемийного уровня). В прогнозе Clarksosns
предполагалось, что в 2024 году ставки достигнут дна, но в связи с перебоями в
Красном море (более 300 контейнеровозов вместимостью 4 млн TEU сегодня
перенаправлены на маршрут через Кейптаун) ставки фрахта в направлении Шанхай —
Европа сегодня выросли в три раза, но они все еще на 65% ниже пикового уровня
до пандемии.
СУГ и СПГ
В 2023 году спотовые ставки VLGC выросли на 69% по сравнению
с прошлым годом до рекордного значения в $91 625/сутки благодаря активной
торговле СУГ между США и Азией и перебоям в работе Панамского канала. Ставки
фрахта СПГ-танкеров снизились по сравнению с 2022 годом, когда было
зафиксировано рекордное значение, но остались на высоком уровне. Так спотовые
ставки фрахта на судно DFDE вместимостью 160 тыс. куб. м составляют в среднем
$97 077/сутки, что на 34% выше среднего значения за 10 лет. По прогнозам
Clarksons, благодаря значительному количеству заказов (52% всего строящегося
флота), в ближайшее время этот сегмент будет активно обновляться и расширяться
для обеспечения работы многочисленных СПГ-проектов, которые будут введены в
эксплуатацию в 2025-27 годах.
Шельф
В 2023 году рынки морской нефтегазовой отрасли продолжали
укрепляться. Индекс Clarksons Offshore Index, который отслеживает OSV, буровые
установки и суда для подводных работ, вырос до самого высокого уровня за
последние 15 лет. Рынки морской ветроэнергетики в 2023 году были более
неоднозначными, страдая от инфляционного давления и задержек реализации
проектов. Но по прогнозам Clarksons перспективы ветроэнергетики остаются
позитивными.
Танкеры-химовозы
В 2023 году финансовые показатели на рынке для
танкеров-химовозов оставались сильными, хотя наблюдалось некоторое ослабление
по сравнению с рекордными уровнями конца 2022 года. В 2023 году среднегодовая
ставка на судно вместимостью 19 999 DWT составила рекордные $19 292/сутки.
Автомобилевозы
Фрахтовые ставки в сегменте автомобилевозов в 2023 году
оставались на рекордных уровнях. Этому способствовали рекордные объемы
торговли, стремительный рост экспорта из Китая (в частности, электромобилей) и
увеличение тонно-миль. С 2019 года мировая морская торговля автомобилями, в
ceu-милях, выросла на 19%, в то время как флот увеличился на 1%. К концу 2023
года ставки для PCTC вместимостью 6500 ceu составила рекордные $115 000/сутки
(в конце 2022 года она оставалась на уровне $100 000/сутки).
Судостроение
Объем строительства флота на мировых верфях вырос на 10% по
сравнению с прошлым годом и составил 35 млн CGT, при этом половину обеспечили
предприятия из Китая. Наблюдается хороший поток заказов на 2023 год (снижение
на 19% по сравнению с прошлым годом в CGT, но небольшой рост в дедвейте до 109
млн) с увеличением заказов на танкеры (+235 % DWT). Объем заказов составляет
всего 12% от общего объема флота, но в ближайшие годы он будет в значительной
степени ориентирован на контейнеровозы и газовозы. Общий индекс цен на новые
суда, по данным Clarksons Research, вырос на 10%.
Морская торговля
После застоя в 2022 году и несмотря на мрачные экономические
прогнозы в прошлом году, мировая морская торговля выросла на 3% до 12,4 млрд
тонн. По прогнозам Clarksons, в 2024 году объем морской торговли составит 12,6
млрд тонн. Самыми динамичными видами торговли (по объему) в 2023 году стали перевозка
автомобилей (+15 %), СУГ (+ 6%), благодаря восстановлению экономики Китая,
сухие навалочные грузы выросли (+4,3 %), в то время как объемы контейнерных
перевозок оставались слабыми. Рост мировой морской торговли составил 5% в
тонно-милях. Перераспределение российских нефтяных потоков обеспечил рост
тонно-миль на перевозку нефти/нефтепродуктов на 7%/10% и достиг самого высокого
показателя с 2017 года.
Источник: paluba.media,
фото Sabrina_I
Wikimedia Commons
Наверх