16.01.2024

Монтажные приспособления – это не средства защиты

Недавний доклад Международной ассоциации морских подрядчиков (IMCA) посвящен инциденту, когда во время спуска и установки конструкции на задней палубе судна член палубной команды оказался в зоне риска. По информации IMCA, с помощью одних только монтажных приспособлений  (буферные брусы) не удалось стабилизировать груз, в результате чего конструкция приземлилась, едва не задев человека, и повредила находившийся рядом контейнер. Буферные брусы служили важным барьером для обеспечения безопасности стропальщика, но поскольку они не были расположены достаточно далеко друг от друга, не предотвратили произвольное вращательное движение груза при опускании.

Что было сделано правильно 

Так, перед опусканием конструкции территория была огорожена, из нее вывели людей, которые не участвовали в операции. 

Все контейнеры проверили, чтобы убедиться, в том, что на момент подъема внутри них никто не работал.

Неверные действия

Работник был сосредоточен на операции спуска конструкции в ограниченном пространстве и рассчитывал, что буферные брусы обеспечат его безопасность в случае произвольного перемещения  конструкции.

Несмотря на то, что конструкция монтажных приспособлений соответствовала стандартам проектирования судна, они предназначались не для защиты людей, а в качестве вспомогательных средств при опускании и перемещении конструкций по палубе для того, чтобы не повредить саму конструкцию. Ошибкой стало и то, что расстояние между ними не принималось во внимание.

Извлеченные уроки

На судне существовало общее заблуждение, что монтажные приспособления можно использовать в качестве средств защиты, но они для этого не предназначены — применять их в этих целях было нельзя. 

Перенос места расположения противовеса и буферных брусов члены экипажа расценили как улучшение и поэтому не провели процедуру внесения изменений. Однако даже предполагаемые улучшения могут иметь негативные последствия — их необходимо соответствующим образом проанализировать.

Несмотря на грамотные действия  по предварительному планированию, стропальщик все же оказался в зоне воздействия опасных факторов. Теперь, оглядываясь назад, очевидно, что в этой зоне не должно было быть никого из персонала.

В Российском профсоюзе моряков рекомендуют следить за обстановкой и помнить, что во время подъемных работ пределы опасной зоны, в которой нельзя находиться, могут меняться. Пересмотреть процедуры проведения работ, в которых монтажные приспособления используются для защиты персонала, и, возможно, расширить запретную зону для этих работ лишним не будет.

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – РПСМ


↑ 

Наверх