РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Согласно прогнозу Allianz Global, значительное увеличение числа крупных контейнеровозов в течение следующих двух лет неизбежно приведет к росту происшествий. «Увеличение количества более крупных судов приводит к большему скоплению контейнерных грузов и, соответственно, к большим рискам. Эта тенденция может усугубить проблемы, наблюдаемые в последние годы, такие как пожары, посадки на мель и блокирование портов», — говорится в ежегодном обзоре судоходства и безопасности, проведенном Allianz Global.
По словам капитана Шрирама Патхака, старшего консультанта по морским рискам компании Allianz Commercial, пожары и взрывы считаются основной причиной потерь на море, на их долю приходится около 32% инцидентов.
Всего в 2022 году погибли 38 судов, что примерно на 36% меньше, чем годом ранее — 59 судов. Капитан отметил, что это положительный момент, учитывая, что «30 лет назад мировой флот терял более 200 судов в год». Он добавил, что всего шесть лет назад количество потерь исчислялось трехзначными цифрами.
Однако хотя число погибших судов сократилось, количество происшествий не уменьшилось: в 2022 году было зарегистрировано 3032, а годом ранее — 3000 инцидентов. С увеличением размеров контейнеровозов и, соответственно, их вместимости риск возникновения пожара и взрывов, которые являются основными причинами гибели грузовых судов, становятся выше.
Согласно отчету Allianz, в 2013 году пожары и взрывы стали причиной 13 инцидентов, а к 2022 году их число увеличилось до 116. В прошлом году восемь из 38 судов погибли в результате пожара на борту.
Примечательно, что перевозимые морем электромобили представляют собой новый тип угроз, хотя пока не доказано, что из-за электромобилей происходит больше пожаров, чем из-за обычных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Тем не менее, очевидно, что когда пожар все же возникает, то электромобили горят интенсивнее, выделяя более токсичный коктейль из ядовитых газов. Более того, использование типичного противопожарного оборудования, такого как спринклеры и распылители CO2, будет неэффективным при тушении литий-ионных аккумуляторов, поскольку они горят и без кислорода. Тем не менее, некоторые эксперты считают, что большая часть опасений по поводу электромобилей и литий-ионных аккумуляторов являются мифами. Так, Мартий Симойоки, старший менеджер по предотвращению убытков из Alandia Insurance, утверждает, что данные о температурах и уровне токсичности газов при горении электромобилей слишком преувеличены, и около 80% возгораний электромобилей происходят из-за горящего пластика в салоне. Он добавил, что это подтверждают исследования ряда шведских и норвежских научных и промышленных институтов.
Капитан Адриан Скейлс из Brookes Bell считает мнение Симойоки опасным: он привел в пример пожар на борту Freemantle Highway в августе этого года, когда из-за очень высокой температуры плавился алюминий, а образовавшийся от более 300 горящих электромобилей газ взорвался с такой силой, что крышу надстройки буквально подбросило на два метра.
В Российском профсоюзе моряке отмечают: хотя в 2022 году крупных происшествий было немного, возгорания контейнерных грузов происходят часто, поэтому дополнительная маркировка, возможно, повысит внимание к содержимому контейнера, поскольку коренной причиной многих инцидентов является недостоверное декларирование, маркировка или ненадлежащая упаковка опасных грузов. При этом количество перевозимых контейнеров растет с каждым годом, и это действительно не может не вызывать обеспокоенность.
Источник seatrade-maritime.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – Sri Lanka Ports Authority
Наверх