12.12.2023

РТК рассмотрела вопросы, касающиеся изменений в ТК РФ

На прошедшем в ноябре заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений обсуждались два законопроекта, предполагающие внесение изменений в Трудовой кодекс РФ. Первым планируется ввести требования к премированию при наличии неснятого (непогашенного) дисциплинарного взыскания. Второй законопроект призван закрепить гарантию о предоставлении одного оплачиваемого выходного дня, а также до пяти дней отпуска без сохранения заработной платы гражданам, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Также в повестке заседания были проекты нормативных правовых актов, касающихся вопросов занятости, – развития цифровой информационной платформы «Работа в России»; реализации в 2024 году отдельных мероприятий на рынке труда; квоты для привлечения иностранных работников на следующий год. Еще обсуждались изменения в Правила получения Социальным Фондом России сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Кроме того, стороны подвели итоги детской оздоровительной кампании в 2023 году и заслушали информацию Минпромторга России о реализации мер поддержки промышленности в 2022 году и в 1 полугодии 2023 года, в том числе реализации мероприятий по содействию импортозамещению в промышленности. Дополнительно РТК заслушала информацию о проведении 27-й Международной специализированной выставки и Форума «Безопасность и охрана труда» (БИОТ-2023). 

Подробнее о заседании РТАК рассказала эксперт по правовым вопросам Российского профсоюза моряков Светлана Колганова

О проектах ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ»

Так, первым законопроектом предлагается дополнить статью 135 ТК РФ, устанавливающую состав системы оплаты труда, оговоркой, что системы оплаты труда включают условия выплаты премий, в том числе при наличии неснятого (непогашенного) дисциплинарного взыскания. Одновременно предполагается включить в ТК РФ новую статью 192.1 «Ограничение размера снижения выплат работнику при наличии у него дисциплинарного взыскания». Проектируемая статья устанавливает, что при наличии у работника неснятого (непогашенного) дисциплинарного взыскания размер премии, определенной коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом или трудовым договором, может быть уменьшен однократно за период, в котором к работнику было применено дисциплинарное взыскание, но не более чем на 20 процентов. Снижение иных выплат работнику при наличии у него неснятого (непогашенного) дисциплинарного взыскания не допускается. Предполагается, что данный законопроект вступит в силу с 1 сентября 2024 года. Он был разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 15 июня 2023 г. № 32-П. Согласно документу, часть вторая статьи 135 ТК РФ признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку позволяет без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание.

Ранее законопроект по данному вопросу рассматривался на заседании РТК 29 сентября 2023 года, и был доработан.

По сравнению с редакцией, рассмотренной 29 сентября 2023 года, содержание предлагаемой нормы в основном сохранено и выведено в отдельную норму. Однако ограничение о 20% предлагается применять не ко всей месячной заработной плате, а к сумме премии. Тем самым, новая редакция лучше для работников.  

Как и при первоначальном рассмотрении законопроекта, возражения предлагаемое регулирование вызвало только у работодателей в связи с планируемым ограничением.

В связи с чем, в протоколе заседания РТК были зафиксированы позиции сторон: в частности, отмечено, что сторона профсоюзов поддерживает проект федерального закона в представленной редакции, а сторона работодателей не поддерживает. 

Кроме того, Минтруду России предложено совместно с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и социальными партнерами провести дополнительные консультации по проекту федерального закона. При необходимости поручить координаторам сторон Комиссии согласовать проект федерального закона.

Вторым законопроектом предлагается ввести в ТК РФ дополнительное основание обязательного предоставления работнику отпуска без сохранения заработной платы до 5 календарных дней, а также оплачиваемого выходного дня в случае проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации. При этом порядок и условия предоставления таких дней будут определены Правительством РФ.

Дополнительное основание предоставления отпуска без сохранения заработной платы предлагается прописать в статье 128 ТК РФ, а для оплачиваемого выходного дня в новой статье 186.1 «Гарантии и компенсации работникам при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», которой предлагается дополнить Главу 28 ТК РФ «Другие гарантии и компенсации».

Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на повышение социальной защищенности граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предполагается, что данное время будет использовано на восстановление утраченных документов и реализации прав на получение мер поддержки.

Данный законопроект вызвал возражения стороны работодателей в части полномочия Правительства РФ регулировать предоставление дополнительных выходных дней, а также предоставления дополнительного оплачиваемого дня.

В протоколе заседания РТК зафиксировано, то сторона профсоюзов поддерживает проект федерального закона, а сторона работодателей поддерживает изменения в статью 128 за исключением слов «в порядке и при условиях, установленных Правительством Российской Федерации», не поддерживает изменения в статью 186.1 проекта федерального закона и предлагает подготовить рекомендации РТК для оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в части предоставления дополнительных социальных гарантий.

О проекте постановления Правительства РA «О внесении изменений в Правила функционирования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2022 г. № 867 «О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России»

Проектом постановления предполагается закрепить новый функционал подсистем и компонентов единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее – ЕЦП «Работа в России»). Соответствующие работы по развитию и модернизации ЕЦП «Работа в России» проводились в 2022 году.

В частности, предполагается возможность формирования цифрового профиля соискателя, а также создание резюме на основе этого профиля. Также обеспечивается возможность размещать и выбирать для исполнения разовые задания или проектные работы, заключать договоры гражданско-правового характера в электронном виде. Вводится функционал, касающийся образовательных организаций, в части организации и проведения практической подготовки. Информация о работодателе дополняется такими параметрами как: нарушения, несчастные случаи, численность работников, задолженность по заработной плате, наличие в реестре недобросовестных поставщиков, является ли адрес адресом массовой регистрации.

По итогам обсуждения проекта постановления члены РТК согласились в основном с проектом постановления. Кроме того, Минтруду России предложено организовать проведение экспертных консультаций с участием стороны профсоюзов и стороны работодателей по вопросам, связанным с развитием функционала портала «Работа в России».

О проекте постановления Правительства РФ «О реализации в 2024 году отдельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда»

Проектом постановления предусматривается утвердить Правила предоставления и распределения в 2024 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на цели реализации региональных проектов, предполагающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряжённости на рынке труда субъектов РФ.

Предполагается финансирование следующих мероприятий: общественные работы; временное трудоустройство; а также профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование (касается предприятий оборонно-промышленного комплекса). Перечень предприятий оборонно-промышленного комплекса утверждается Минпромторгом России.

Согласно пояснительной записке и финансово-экономическому обоснованию к проекту постановления предполагается охватить мероприятиями порядка 23,5 тыс. человек.

Члены РТК согласились в основном с проектом постановления.

Фото – Николай Федоров, «Солидарность»



↑ 

Наверх