07.12.2023

Извлекаем уроки: используйте все доступные средства для определения риска столкновения

Морской институт (The Nautical Institute) сообщает об инциденте, который произошел с СПГ-танкером в открытом море. Судно шло со скоростью около 21 узла в условиях хорошей видимости, когда в 05:14 впередсмотрящий заметил светящиеся огоньки и сообщил вахтенному офицеру, что приблизительно в 5 градусах по левому борту находится рыболовное судно.

Вот как дальше развивались события. Примерно через 22 минуты впередсмотрящий сообщил, что объект находится прямо по курсу и, по его мнению, совсем близко. 

Тогда вахтенный помощник посмотрел в бинокль, чтобы оценить расстояние до судна. Он решил, что до него довольно далеко. Однако утверждение впередсмотрящего о том, что судно близко, все-таки заставило его сомневаться. В итоге вахтенный немного изменил курс, взяв  правее, чтобы газоотводные мачты судна оказались подальше.

Пять минут спустя впередсмотрящий еще раз доложил офицеру, что впереди видно рыболовное судно, и предположил, что теперь оно перемещается слева направо. Вахтенный визуально определил, что рыболовное судно действительно двигалось слева направо, и изменил курс на 2 градуса влево, чтобы оно находилось точно справа на скуле. Через несколько минут вахтенный офицер снова изменил курс, повернув на несколько градусов влево и установив новый курс 239°.

Рыболовное судно появилось на радаре прямо по курсу и находилось на расстоянии 7,6 морских миль, двигаясь со скоростью 5,5 узлов. Вскоре был установлен более четкий визуальный контакт, и вахтенные матрос и офицер заметили зеленые и красные навигационные огни. Офицер стал подавать с мостика световые сигналы рыболовному судну, используя сигнальную лампу Морзе, в соответствии с Правилами предупреждения столкновений судов в море (МППСС).

В 06:03 стало видно, что рыболовное судно, находившееся уже всего в 1,7 морских милях от газовоза, изменило курс, сместившись правее, и показывало только красные огни. Вахтенный офицер решил, что его экипаж пытается пересечь их курс по носу. Он отдал приказ перейти на ручное рулевое управление и повернуть на 10 градусов влево, а затем – резко «лево на борт». Вскоре после этого рыболовное судно исчезло из поля зрения с мостика.

Вахтенный офицер вышел на правое крыло мостика и увидел, что рыболовное судно касается их судна в средней его части. Он отдал приказ «право руля». Левая скула рыболовного судна снова коснулась газовоза – справа по борту в районе цистерны водяного балласта машинного отделения, а затем отодвинулось от газовоза. Вахтенный офицер вызвал на мостик капитана, и было подтверждено, что рыболовное судно цело, а экипаж не пострадал.

Извлеченные уроки

Вахтенный офицер не использовал все доступные средства, чтобы определить, существует ли риск столкновения. Например, не определил пеленг на ориентир – светящиеся огни, когда ему первый раз доложили об огнях слева по борту, и по мере сближения судов также этого не сделал.

В момент принятия критического решения, когда рыболовное судно находилось на расстоянии 7,6 морских миль и явно двигалось противоположным курсом, вахтенный помощник решил изменить курс влево – но лишь на несколько градусов. При скорости сближения около 26 узлов это означало, что суда встретятся примерно через 3,5 минуты. В тот момент нужно было повернуть вправо, чтобы стать как можно заметнее для рыболовного судна.

Вахтенный офицер не переходил на ручное управление практически до самого последнего момента, то есть до контакта. Учитывая ситуацию и уровень риска, было бы целесообразнее сделать это гораздо раньше.

– Хорошая ситуационная осведомленность – это одна из важнейших составляющих успешного рейса, – добавляют в Российском профсоюзе моряков. – Внимание к деталям, окружающей обстановке, максимально полное представление о том, что происходит на судне – все это необходимо, чтобы избежать возможных инцидентов. 

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпикна, РПСМ; фото – РПСМ

↑ 

Наверх