Риски, связанные с модификацией критически важного для безопасности оборудования, следует учитывать до и во время завершения работ. Такой урок можно извлечь из инцидента, произошедшего на судне во время выхода из порта – в машинном отделении начался пожар.
Морской институт (The Nautical Institute) сообщает, что загорелся вспомогательный двигатель. Экипаж потушил огонь – никто из моряков не пострадал, чего нельзя сказать об оборудовании в машинном отделении.
Дело в том, что пожар возник под подвесным турбокомпрессором: когда вышел из строя гибкий топливный шланг небольшого диаметра, струя судового газойля (MGO) попала на горячую поверхность – так топливо загорелось. Вспомогательные двигатели были модифицированы много лет назад, когда решили установить реле давления и манометры низкого давления топлива с использованием гибких топливных шлангов. Это противоречило «Руководству по минимизации утечек из систем горючих жидкостей» (MSC/Circ.647), в котором говорится, что гибкие шланги в сборе следует использовать только там, где это необходимо для обеспечения взаимного перемещения между неподвижными трубопроводами и оборудованием. В этом случае гибкие шланги в сборе для этой цели были не нужны. Кроме того, шланги проложили под турбокомпрессорами, покрытыми изоляционными прокладками, что подвергало их риску контакта с горячей поверхностью оборудования и затрудняло осмотр и проверку.
В ходе расследования комиссия установила, что первоначальное предложение по модификации системы не было представлено на утверждение классификационному обществу, а после установки – систему надлежащим образом не проинспектировали.
В Российском профсоюзе моряков считают: несмотря на то, что способа устранить все опасности на рабочем месте не существует, своевременная проверка оборудования и надлежащее планирование работ играют значимую роль в снижении рисков.
Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – РПСМ