27.11.2023

Старое судно – плохое судно?

От моряков часто можно услышать, что «раньше суда были лучше». Правда, справедливости ради стоит отметить, что так они говорят уже после того, как благополучно перешли на более современные суда. Доля правды, безусловно, есть: раньше на судах и члены экипажей были моложе, а правил и требований – меньше, чем на современном шикарном флоте.

Любопытно, что в составе флота крупнейшего контейнерного перевозчика мира компании MSC больше судов старше 20 лет, чем у любого другого оператора контейнеровозов. Это наблюдение аналитиков вызвало завуалированную критику. Вероятно, они упустили из вида тот факт, что у крупнейшего оператора контейнеровозов также есть множество новых гигантских судов, в результате чего флот компании является хорошо сбалансированным.

Есть много других операторов, хотя и не таких крупных, которые активно покупают суда на вторичном рынке, но лишь немногие могут позволить себе «накопить» такой огромный флот подержанных судов, как MSC. Можно предположить, что покупка такого тоннажа –  дело не для слабонервных и уж тем более не для компании, не имеющей серьезного технического опыта, чтобы выбирать флот, который принесет не только хлопоты и расходы, но и прибыль. Кроме того, для того, чтобы успешно эксплуатировать подержанный тоннаж, необходимо иметь среди плавсостава опытных судомехаников, которые смогут обеспечить их эффективное и исправное функционирование. 

Трудно сказать, почему именно 20 лет для судна является тем сроком, после которого его начинают считать старым. Судовладельцы, особенно из Японии, обычно начинали задумываться о продаже судна после третьего очередного освидетельствования – когда судну исполнялось 15 лет, а цена отражала, произошла ли продажа до или после этой  магической цифры. Обоснование такой практики заключалось в том, что после того, как судно перешагивает 15-летний рубеж, стоимость обслуживания и ремонта начинает расти.

Другие операторы убеждены, что судно можно прекрасно эксплуатировать и после 20 лет, если его правильно и вовремя обслуживать на протяжении всего срока службы. А фрахтователей, которые предпочитают новый тоннаж, справедливо критиковали на том основании, что такой подход вряд ли будет стимулировать долгосрочные стратегии технического обслуживания.

Можно не сомневаться, что технический персонал MSC очень внимательно следит за режимом технического обслуживания любого судна, потому что любой грамотный инженер-судомеханик скажет, что очень трудно «наверстать упущенное» в не прощающей осечек морской отрасли, если по какой-либо причине был сокращен объем или нарушены сроки технического обслуживания. 

На «подержанный» тоннаж в хорошем техническом состоянии всегда будет спрос, правда в этом деле решающее значение имеет конкретная ситуация на рынке. 

На самом деле, нет причин, по которым хорошо сохранившееся судно «почтенного» возраста не стоит рассматривать в качестве объекта для дальнейшей эксплуатации, а только как кандидата на утилизацию. Они могут быть меньше по размеру и менее экономичными, чем современные суда, но поддерживать их в рабочем состоянии, возможно, безопаснее для окружающей среды, чем менять их на новые. Размер капиталовложения, безусловно, играет не последнюю роль. 

На этом рынке трудно игнорировать тенденции, когда все внимательно наблюдают за лидерами, и выбирают ту же стратегию, что и они: влиятельные компании покупают подержанный тоннаж – начинают покупать и остальные. И наоборот. Явная волатильность стоимости судов, непредсказуемое воздействие на судовладельцев прогнозов цен на новострой часто противоречат логике. Хорошо сбалансированный флот, состоящий из старых судов в хорошем состоянии, может обеспечить судовладельцу полезную маневренность в нестабильные времена.

Главный технический инспектор труда Российского профсоюза моряков Евгений Хижняк добавил, что, например, срок эксплуатации судна, работающего в арктических водах, 25-30 лет. «Бывает и так, что флот находится в прекрасном техническом состоянии по 50 лет, но только в случае прохождения своевременного техобслуживания и ремонта, а также когда на них работают компетентные моряки», – уверен Е. Хижняк.

Источник seatrade-maritime.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – ИМО



↑ 

Наверх