20.11.2023

Учитывать распределение нагрузки так же важно, как и общий вес

Об этом морякам напоминают в Бюро по расследованию происшествий на море Великобритании (UK MAIB). В своем последнем обзоре по безопасности Safety Digest ведомство анализирует инцидент, который произошел на исследовательском судне во время разгрузки в порту.

Так, экипаж, составив план операции, приступил к выгрузке оборудования с помощью передвижного причального крана. Моряки прикрепили к крюку крана четыре цепи, идущие от подъемных скоб, находящихся у каждого из четырех углов основания контейнера. В этой грузоподъемной операции участвовали три человека: руководитель операции и сигнальщик располагались спереди контейнера, а стропальщик стоял позади. Когда контейнер подняли, он освободился от поворотных замков, которыми крепился к палубе, и резко накренился назад и вбок. Руководитель подъемной операции успел отскочить в сторону, а сигнальщика зажало между контейнером и поручнями судна – он получил серьезные травмы.

Как позже выяснилось, при загрузке контейнера в дальнем углу сложили около восьми тонн груза. Когда неравномерно распределенный груз начали поднимать, то из-за смещения центра тяжести он стал раскачиваться. Дисбаланс привел к тому, что контейнер весом более 16 тонн повело в сторону сигнальщика. Экипаж уже ничего не мог предпринять, чтобы остановить движение контейнера.

Извлеченные уроки

При подготовке операции по подъему учитывать  распределение нагрузки так же важно, как и общий вес. В описанном инциденте ни члены экипажа, ни оператор крана не ожидали, что контейнер начнет раскачиваться. Хотя само собой разумеется, что качающийся груз массой 16 тонн представляет собой огромную опасность, важно не терять бдительность и держаться подальше от любого подвешенного груза – на случай, если что-то пойдет не так.

В Российском профсоюзе моряков отмечают: действительно, бывают ситуации, когда необходимо поднять несбалансированный груз. «Чтобы обезопасить такую операцию, можно использовать стропы разной длины, что позволит равномерно распределить вес и обеспечить вертикальный подъем груза», – уточняют в РПСМ. 

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – РПСМ


↑ 

Наверх