17.11.2023

Основное замечание ФПРМТ к законопроектам, предполагающим отказ от лицензирования деятельности по оказанию услуг по трудоустройству моряков за границей, не учтено

На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которое состоялось 27 октября, члены РТК рассмотрели законопроекты, предлагающие заменить требование о лицензировании деятельности по трудоустройству граждан РФ за рубежом на уведомительный порядок осуществления такой деятельности в отношении моряков.

Речь идет о законопроектах «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – законопроект №1);  «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства» (далее – законопроект №2); «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект №3). 

Как пояснила эксперт по правовым вопросам Российского профсоюза моряков Светлана Колганова, законопроекты предполагают отказ от лицензирования деятельности по оказанию услуг по трудоустройству российских граждан. Вместо этого в части деятельности по трудоустройству моряков за границей предполагается ввести иную форму регулирования – уведомительный порядок осуществления деятельности по трудоустройству моряков за границей. Устанавливаются требования к осуществлению данной деятельности российскими юридическими лицами  – круинги. Соответствующие изменения предполагаются законопроектом №1.

В соответствии с законопроектами №1, 2 контроль за выполнением круингами соответствующих требований планируется осуществлять в рамках федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. Для этого на Роструд возлагаются необходимые полномочия, в том числе полномочия по ведению реестра российских юридических лиц, уведомивших о начале осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков.

Законопроектом № 3 в КоАП РФ вводится соответствующая административная ответственность – вместо ст. 18.13 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за незаконную деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей, вводится ст. 5.27.2 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность за нарушение требований законодательства при осуществлении деятельности по трудоустройству российских граждан за пределами территории РФ для работы на судах под флагом иностранного государства. При этом сохраняются размеры штрафных санкций.

В соответствии с законопроектом №1 требования к деятельности круингов будут соответствовать действующим лицензионным требованиям при осуществлении круингами деятельности по трудоустройству моряков за границей, предусмотренных пунктом 5 Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству российских граждан за пределами территории РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2021 года №2535 (далее – Положение о лицензировании № 2535). 

При переносе требований из Положения о лицензировании №2535 нашло отражение замечание Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) о необходимости уточнения требований к деятельности по трудоустройству моряков за границей в целях приведения в соответствие с Конвенцией о труде в морском судоходстве (КТМС), в том числе с учетом внесения в документ изменений, принятых в 2022 году и вступающих в силу 23 декабря 2024 года, в части информирования моряков при заключении трудового договора о возможности получить компенсацию денежного ущерба в результате невыполнения круингом или судовладельцем своих обязательств.

Вместе с тем основное замечание ФПРМТ к законопроектам, которое не было учтено, связано с необходимостью распространить предлагаемый уведомительный порядок регулирования также на деятельность по трудоустройству моряков на суда, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации, в целях обеспечения полной реализации требований Стандарта А1.4 «Подбор и трудоустройство» КТМС в Российской Федерации.  

Ранее на площадке РТК велась работа над законопроектами, которыми предлагалось отказаться от лицензирования деятельности по оказанию услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за рубежом и ввести требование об аккредитации соответствующей деятельности только в отношении моряков. При их рассмотрении также ставился вопрос о создании единой системы регулирования деятельности по трудоустройству моряков на суда независимо от государства флага судна. 

Позиция профсоюзной стороны была зафиксирована при рассмотрении законопроектов на заседании РТК 23 сентября 2022 года. Кроме того, в протоколе заседания комиссии были зафиксированы последующие действия в целях дальнейшего совершенствования регулирования данной деятельности в соответствии с требованиями КТМС.

При обсуждении законопроектов № 1, 2, 3 в связи с сохранением замечания о создании единой системы регулирования деятельности круингов предложено перенести в решение РТК соответствующие данному замечанию формулировки из протокола заседания РТК 23 сентября 2022 года.

Кроме того, членами РТК выражена обеспокоенность в отношении сохранения лицензионных требований на период до принятия уведомительного порядка с учетом предстоящего принятия законопроекта № 275599-8. Дополнительно стороной работодателей поставлен вопрос об обоснованности сохранения сумм штрафных санкций в вводимой в КоАП РФ ст. 5.27.2 вместо планируемой к отмене статье 18.13 КоАП РФ.

По итогам обсуждения члены РТК согласились в основном с проектами федеральных законов. Одновременно в решении РТК по данному вопросу зафиксировано, что стороны профсоюзов и работодателей отмечают необходимость обеспечения преемственности («бесшовного перехода») при изменении формы регулирования деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, с учетом рассмотрения в Государственной Думе проекта федерального закона № 275599-8 «О занятости населения в Российской Федерации».

Также Минтруду России предложено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Федерацией профсоюзов работников морского транспорта и Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Российская палата судоходства» дать оценку существующему регулированию деятельности по трудоустройству моряков на суда под российским флагом, установленному приказом Минздравсоцразвития России от 8 декабря 2009 года № 962н, на предмет соответствия положениям Правила 1.4 и Стандарту А1.4 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС) и проработать вопрос о допустимой и достаточной форме регулирования данной деятельности с учетом указанных требований КТМС. Минтруду России после принятия федеральных законов провести анализ правоприменительной практики их реализации и провести консультации по данному вопросу с социальными партнерами.

Отмечена позиция стороны профсоюзов о необходимости создания единой системы регулирования деятельности по трудоустройству моряков независимо от национальности судна, на которое осуществляется трудоустройство в соответствии с требованиями КТМС.

Кроме того, МВД России предложено направить в секретариат Комиссии информацию по реализации полномочий в части выявления в данной сфере правонарушений (включая их количество и тяжесть), применению штрафных санкций.

Фото – Николай Федоров, «Солидарность»


↑ 

Наверх