Спасательные жилеты —
сравнительно недавнее изобретение. На историю их создания и эволюцию обратили
внимание в Калининградской региональной общественной организации РПСМ.
Одними из первых о подобных
приспособлениях задумались норвежские спасатели, которые были вынуждены
выходить в море почти в любую погоду. Так, в их вельботах появились специальные
блоки из пробки или дерева. Впоследствии из них же стали делать спасательные
пояса.
Есть и другая версия: изобретение пробкового жилета
приписывают английскому капитану Уорду, представившему его в 1854 году.
На вторую половину XIX века приходится старт
активного развития этого спасательного средства: множественные патенты,
изменения форм и решений.
Серьезный прорыв совершили после
начала применения в таких изделиях капоки — хлопкового дерева. Именно тогда они
трансформировались в полноценные жилеты.
Во второй половине XX века были приняты единые
стандарты, продиктованные опытом их эксплуатации. Некоторые актуальны и сейчас.
Так, жилет должен позволять разворачивать лишившегося сознания лицом вверх и
удерживать лицо на высоте не менее 12 см от уровня воды. Кроме того,
необходимо, чтобы средство не сковывало движения, а также оснащалось
проблесковыми сигнальными огнями и свистками. Важно исключить возможность его
неправильного надевания.
В Российском профсоюзе моряков
напоминают, что критически важно следить за состоянием спасательных жилетов.
Исправное изделие может поддержать на плаву в случае падения в воду.
«Считается, что десять минут в холодной воде — максимальное время, за которое
необходимо завершить подъем человека за бортом, так как он постепенно утрачивает
способность двигаться. Если спасательные жилеты поддерживается в хорошем
состоянии, шансы на успешное проведение операции существенно повышаются», —
считают в РПСМ.