02.11.2023

Металлолом только кажется безопасным грузом

Морской институт (The Nautical Institute) сообщает об инциденте, который произошел во время буксировки баржи с металлоломом на борту в прибрежных водах в условиях слабого ветра и волнения. Груз металлолома на борту представлял собой «сырьё для переработки», т. е. более низкокачественый лом, в отличие  от крупногабаритной тяжелоплавкой стали.

Перевозившееся сырьё для переработки состояло из множества различных металлических отходов, включая битые, отслужившие свой срок автомобили (но без свободно переливающихся жидкостей — без бензина, масла, антифриза, любых других смазочных материалов), бытовую технику и различные другие детали из черных металлов толщиной более четверти дюйма. Однажды рано утром стоявший на вахте член экипажа буксира увидел дым и красное свечение, исходящее от кучи металлолома на барже в 200 метрах за кормой, которую они буксировали. Вскоре стали видны вырывающиеся  языки  пламени. Пожар на барже быстро разрастался, и буксирный трос был закорочен примерно до 100 метров, чтобы лучше контролировать баржу.

Вскоре на место прибыли береговая охрана и местные службы и начали борьбу с огнем. К этому моменту пожар на барже разросся в геометрической прогрессии. Баржу отбуксировали на мелководье и выбросили на берег. Тушение пожара продолжалось в течение следующих 24 часов, прежде чем его удалось окончательно ликвидировать. О загрязнении окружающей среды и пострадавших не сообщалось. Ущерб, причиненный барже, оказался значительным и оценивается в 7 миллионов долларов.

Согласно выводам проведенного NTSB (Национальный совет по безопасности на транспорте – американское агентство, расследующее происшествия на транспорте) расследования, вероятной причиной пожара было возгорание горючего материала от неустановленного источника, например, искра от трения  металлического груза, самонагревание металлического или неметаллического груза, неподготовленные надлежащим образом транспортные средства и приборы или поврежденные литий-ионные аккумуляторы. Согласно классификации Международного кодекса морской перевозки  навалочных грузов (IMSBC Code), металлолом относится к грузам «Группы C», которые мало подвержены разжижению, не представляют опасности с точки зрения химического воздействия, являются невоспламеняющимися и имеют низкий риск возгорания.

Металлолом кажется безобидным грузом и в Международном кодексе морской перевозки  навалочных грузов отнесен к группе  невоспламеняющихся грузов, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Тем не менее он является пожароопасным. Загоревшийся металлолом, как правило, трудно потушить, он горит сильно и долго, часто вызывая серьезные повреждения.

Меры по снижению риска для этого типа груза должны включать регулярную проверку температуры груза, позволяющую убедиться, что груз не подвергается самонагреванию. Если температура груза металлолома выше 55°С, то груз не следует принимать на борт. Если во время рейса температура поднимется до 80°C, это потенциальная опасность пожара, и судно должно немедленно проследовать в ближайший порт. Также следует привлекать квалифицированную сюрвейерскую компанию в помощь капитану судна до и во время погрузки груза металлолома.

По материалам Safety4sea.com
Перевод: Елена Засыпкина, РПСМ

↑ 

Наверх