27.10.2023

Неправильное декларирование груза стало причиной возгорания на судне

Страховой клуб The Swedish Club опубликовал сборник по безопасности, в котором представлены 17 расследований несчастных случаев и извлеченные из них уроки. В одном из них неправильное декларирование груза привело к возгоранию древесного угля. Это случилось в открытом море. Экипаж контейнеровоза заметил дым – он валил из вентиляционного отверстия одного из грузовых трюмов. Капитан объявил общую тревогу, по которой все моряки прибыли в место аварийного сбора.

Из членов экипажа составили пожарную команда, которая отключила вентиляцию и закрыла противопожарные клапаны грузового трюма. Крышку люка-лаза открыли, чтобы моряки могли войти в грузовой трюм, но там было полно дыма. Капитан решил запустить CO2 в грузовой трюм и развернуть судно в последний порт захода. После заполнения трюма CO2, дыма стало поменьше, но полностью он не исчез. Осмотр прилегающего грузового трюма и палубы не помог обнаружить горячие точки или изменения цвета. После того, как судно пришвартовалось, на борт прибыли пожарные, подтвердив, что огонь потушен.

В грузовом манифесте не было обнаружено задекларированных опасных грузов. Однако выяснилось, что в загоревшемся контейнере находился древесный уголь, и что грузоотправитель заявил, что он не классифицируется как опасный, согласно Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (IMDG). Позже в ходе лабораторных испытаний установили, что древесный уголь все-таки относится к опасному грузу класса 4.2 по IMDG.

Извлеченные уроки

Код IMDG для древесного угля, если он применим, требует соответствующей термической обработки древесного угля, а затем его охлаждения перед упаковкой. Это делается для снижения химической активности, позволяя окисляться в контролируемых условиях. Древесный уголь может не классифицироваться как опасный груз по IMDG, если он прошел тест ООН на способность к самонагреванию, который подтверждает низкую химическую активность. Однако для того, чтобы это подтвердить,  необходимо соблюсти процедуру тщательного отбора проб, испытаний и сертификации, что в данном случае не было сделано.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что пожары на контейнеровозах – нередки. И часто они происходят по вине грузоотправителей, которые недостаточно ответственно подходят к своим обязанностям по декларации груза. Это ставит под угрозу жизнь и здоровье членов экипажей, и, конечно, следовало бы установить за халатное отношение ответственность, например, финансовую.

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – РПСМ


↑ 

Наверх