10.10.2023

Новая IT-система создаст новые барьеры и спровоцирует коррупцию в портах

Правительство РФ в конце прошлой недели внесло в Госдуму законопроект, предполагающий создание новой государственной IT-системы для вывоза грузов из морских портов, которая обеспечит приоритет загрузки торговых судов под российским флагом. Отраслевые эксперты полагают, что это лишь усложнит работу российских экспортеров, создаст новые барьеры для работы на рынке фрахтования морских судов, спровоцирует коррупцию в портах и даже может «убить» нарождающийся российский судоходный рынок.

Согласно поправкам в Кодекс торгового мореплавания РФ, которые Правительство России внесло на рассмотрение Госдумы в начале октября, к марту 2025 года в России планируется создать новую государственную информационную систему, с помощью которой государство будет обеспечивать судам под российским флагом приоритет для вывоза из российских портов ряда экспортных грузов, перечень которых правительство определит в дальнейшем.

Так, отправители таких грузов будут обязаны размещать на специальной IT-платформе, созданной на цифровой платформе «ГосТех», заявки на их вывоз из морских портов, а российские судовладельцы будут «вправе рассмотреть указанные заявки и разместить предложения о возможности вывоза этих грузов». От такого предложения отправитель может отказаться, но лишь «в случаях и в порядке, установленном Правительством РФ», говорится в тексте законопроекта.

Если такой «отказ» будет принят системой, или владельцы флота под российским флагом в течение трех дней не предложили свои суда, то такой грузовладелец получает право отправить груз любым другим судном (система автоматически выдаст разрешение), говорится в пояснительной записке к документу. Контроль за соблюдением новых правил будет предоставлен капитану порта – он будет наделен полномочиями не выпускать иностранное судно, если отправитель груза не получил разрешение в системе. 

Необходимость создания такой процедуры для экспортеров разработчики законопроекта объясняют защитой российских судовладельцев от санкций. «В связи с санкционным режимом иностранные грузополучатели и российские грузоотправители отдают предпочтение при фрахтовании судов иностранным флагам и иностранным судовладельцам, что приводит к потерям доходов российских судоходных компаний и значительному снижению налоговых поступлений, – говорится в пояснительной записке к законопроекту. – Дальнейшее развитие ситуации может привести, в конечном счете, к прекращению деятельности российских судоходных компаний, их банкротству и утрате Российской Федерацией контролируемого ею торгового флота».

Соответствующую IT-систему подведомственный Минтрансу России Росморречфлот должен разработать к 1 марта 2025 года – дате, когда законопроект и вступит в силу, бюджетные деньги на это предоставит Минцифры России. Однако какие именно грузы подпадут под новое регулирование, на каких условиях можно будет отказаться от перевозки на российском судне, равно как и на каких условиях будет осуществляться такая перевозка, пока не ясно. Между тем, даже без этих уточнений отраслевые эксперты полагают, что в случае принятия законопроекта работа рынка фрахтования судов российскими операторами будет серьезно нарушена, а судов под российским флагом не станет больше.

Как ранее отмечали в Российском профсоюзе моряков, меры поддержки отечественного торгового флота должны быть выверены: препятствия судоходству – безопасной и своевременной доставке грузов – не допустимы. 

Источник InfraNews; фото – МОТ


↑ 

Наверх