09.10.2023

Судовые регистры встают у руля

Судоходная отрасль находится в переходном периоде, когда постоянно появляются новые нормы и правила, давят экологическая повестка и геополитические проблемы – все это не дает покоя судовым регистрам, а также классификационным обществам. Пандемия повлияла на бизнес, увеличив объемы грузоперевозок и спрос на контейнеровозы. Военные конфликты и введение санкций оказали влияние на использование балкеров, танкеров и газовозов. Все это происходит потому, что судовладельцам и операторам приходится сталкиваться с растущими финансовым давлением и нехваткой квалифицированных моряков. В ответ на это, судовые реестры переосмысливают свою роль и методы работы с судовладельцами. Несмотря на растущий груз проблем, связанный с тем, что большое количество теневых операторов пытаются обойти правила, государства флага, как и классификационные общества, становятся все больше похожими на советников для отрасли. Кроме того, им тоже пришлось внедрять новые технологии, чтобы не отставать от цифровизации.

Санкции и смена флагов

Ужесточение санкций за последние два года принесло много «головной боли» регистрам. И флаги, и классификационные общества ответили на это увеличением количества судов и операторов, которых они исключили из своих рядов, или действие регистрации которых приостановили. Все флаги также сообщают, что они активизировали веттинг-инспекции, чтобы остановить тенденцию «перепрыгивания» с одного флага на другой и другие мошеннические действия операторов.

Панамское морское управление, которое на протяжении многих лет было крупнейшим реестром, заявило, что с 2021 года они исключили из своих рядов флот общим тоннажем  более 6,5 млн брутто-тонн. Это были либо суда, причастные к нарушению санкций в отношении Ирана и Северной Кореи, или непосредственно включенные в международные санкционные списки.

Панама вместе с двумя другими ведущими международными флагами, Либерийским реестром (LISCR) и Регистром Маршалловых островов (RMI), с 2019 года заключила соглашение об обмене информацией. Это помогает им идентифицировать суда, которые «скачут» между флагами.

Проверка судов и их операторов также приобрела новое значение. Например, Либерийский реестр, который начал конкурировать с Панамским, значительно расширил сотрудничество со сторонними службами, чтобы иметь доступ к более точной и актуальной информации. Реестр Каймановых островов – лидер в сфере яхтенного сегмента принимает заявки на регистрацию только от частных лиц и компаний, расположенных в странах или на территориях, где действуют строгие налоговые правила и законы по борьбе с отмыванием денег.

Рост числа задержаний

Финансовые проблемы, возникающие в результате изменения рынков и цепочек поставок, еще больше усиливают давление на операторов судов. Флаги считают, что это привело к увеличению числа брошенных судов и экипажей и небрежному соблюдению некоторыми операторами Конвенции о труде в морском судоходстве, правил технического обслуживания судов и техники безопасности. Парижский меморандум о взаимопонимании, один из крупнейших органов государственного портового контроля, сообщает, что в 2022 году количество задержаний достигло самого высокого уровня за 10 лет. Проблемы с техническим состоянием судов и рост числа задержаний привели к тому, что некоторые флаги переместились из белого списка в серый.

Тем временем Австралийское управление морской безопасности активизировало свои правоприменительные мероприятия. AMSA сообщает, что за этот год введен запрет на заход в свои порты для 5 судов, а 18 операторов внесены в списки особого контроля из-за прошлых проблем. 

Корейский реестр (KR) считает, что количество проверок вернулось к допандемийному уровню, что способствует глобальному увеличению числа задержаний. Либерийский реестр обращает внимание на «отсутствие стандартизации среди инспекций государственного портконтроля и единого списка недостатков, ведущих к задержанию судов, а также – которые можно устранить перед отходом».

Дополнительные факторы включают общий рост размера мирового флота, а также увеличение среднего возраста судов. Например, ежегодно около 14 тысяч инспекций проводится на судах под панамским флагом, потому что их более 8500. Панама признает: хотя за последние четыре года ей удалось поставить под свой флаг более 1500 новых судов, средний возраст ее флота остается большим, что приводит к задержаниям по результатам инспекций. Более трети судов под панамским флагом, которые были задержаны по итогам инспекций Парижского меморандума в 2022 году, оказались старше 30 лет, причем 35 из них – старше 40 лет.

«Наведение порядка» стало ключевым вопросом для Морского управления Панамы. С 2021 года началась активная «очистка» реестра от самых старых судов. Кроме того,  Панама стала проводить предварительные проверки судов, заходящих в США, чтобы проконтролировать соблюдение требований, при этом особое внимание обращается на суда, которые из-за своей прошлой истории могут стать объектами проверок Береговой охраны США (USCG).

PMA внедрила все эти меры после того, как впервые попала в белый список Береговой охраны США – Qualship 21, что стало важным событием для администрации флага.

Другие флаги, в том числе Маршалловы Острова, заявляют, что они также ужесточили проверки, особенно старых судов. При этом в RMI подчеркивают, что проводят  предрегистрационные инспекции, и 19 лет подряд являются участниками программы Qualship 21.

Многие из регистров внедряют новые инструменты, помогающие владельцам подготовиться к инспекциям: Корейский реестр предлагает новое приложение, которое предоставляет информацию в режиме реального времени, предназначенную для снижения риска задержаний PSC. В Либерии действует Программа динамического предотвращения, которая автоматически генерирует уведомления с оценкой рисков, когда пункты назначения вводятся в систему AIS судна.

Подобные меры и усилия предпринимают не только крупные регистры. Так, регистр Каймановых остров обеспечивает поддержку своих судов до, во время и после инспекций PSC.

Защита окружающей среды

Либерийский международный реестр судов и корпораций (LISCR), который управляет флагом страны, называет декарбонизацию и ужесточение экологических норм «вероятно, самыми острыми вопросами» для судоходной отрасли.

Индикатор углеродоемкости (CII) и Индекс энергоэффективности существующих судов (EEXI) введены в действие и, как ожидается, будут иметь значительные финансовые последствия для операторов. Кроме того, Комитет Международной морской организации (ИМО) по защите морской среды недавно принял решение о резком ускорении темпов декарбонизации отрасли.

Государства флагов и классификационные общества активно работают с организациями, включая судостроителей, над разработкой новых судовых технологий. Либерия, например, сотрудничает с Lloyd’s Register в рамках проекта по созданию крупнотоннажного газовоза, Корейский реестр участвует в разработке проекта танкера для перевозки сжиженного CO2 и танкера, работающего на метаноле.

«Международный регистр судов Палау добился значительных успехов в продвижении экологически чистого судоходства», – говорится в его сообщении. Это удалось сделать благодаря программе «Голубой сертификат», которая отмечает клиентов, соблюдающих режимы природоохранного нормативного регулирования.

Панама подчеркивает свои усилия по содействию строительству экологически чистых судов. 

По мнению Маршалловых Островов, пришло время владельцам и операторам судов определить свой путь к декарбонизации. По мере того, как судовладельцы вырабатывают и реализуют свой подход, флаги работают над повышением уровня их технической поддержки и рекомендаций. Маршалловы Острова создали рабочую группу по газу и возобновляемым источникам энергии, чтобы помочь судовладельцам снизить риски от «сюрпризов» регуляторов. 

«Судовладельцам нужны знающие и опытные партнеры для решения вопросов декарбонизации, а также глубокое понимание направления природоохранной регулятивной стратегии», – считают в Регистре Маршалловых Островов.

В регистре Каймановых остров отмечают, что понимают трудности, с которыми сталкиваются их клиенты из-за неопределенности вокруг альтернативных видов топлива, и делают все возможное, чтобы помочь.

Правила ИМО не лишены противоречий, и флаги играют активную посредническую роль между судовладельцами и морским регулятором, представляя в организацию доклады о проблемах, с которыми сталкиваются их клиенты. Палау, например, поддерживает инициативы IMO CII и EEXI, но «считает, что ИМО должна решать проблемы отрасли и сотрудничать с заинтересованными сторонами для разработки более комплексной и адаптируемой системы». Реестр Каймановых островов обещает свои клиентам, «что любые непредвиденные последствия выбросов парниковых газов будут рассмотрены в ИМО до 2026 года».

Новые технологии

Пандемия Covid-19 и новые экологические нормативы активизировали усилия по внедрению новых методов административного управления, и например, снижению зависимости от бумажных документов. Панама, например, пересматривает свою модель ведения бизнеса и работает с законодателями над модернизацией и оптимизацией управления флагом.

Большую часть этих усилий составляет внедрение новых технологий. Модернизированные системы Панамского регистра обеспечивают новые автоматические уведомления, сводят к минимуму требования к бумажным документам и их обработке.

Среди клиентов Либерийского регистра очень популярна функция видеозвонка дежурному сотруднику, которая позволяет судовладельцам получать поддержку в реальном времени и обмениваться документами в режиме реального времени.

«Самая большая проблема, стоящая перед всеми классификационными обществами, заключается в поиске наиболее эффективных путей применения цифровизации», –  говорят в Корейском регистре. Так, 22% сотрудников штаб-квартиры Корейского регистра в Пусане занимаются исследованиями и разработками в области новых технологий. КР развивает технологии дистанционного освидетельствования и планирует в 2023 году запустить интегрированную цифровую сервисную платформу, а также систему обмена данными.

Одна из самых больших проблем связана с тем, что внедрение технологий сильно опережает совершенствование регулятивной базы. Примером может служить автономная навигация. KR работает с HD Hyundai и ее дочерней компанией Avikus над технологиями автономной навигации и способами их интеграции в будущие операции.

Регистр Маршалловых Островов инвестирует в создание команд инженерно-технических специалистов, имеющих опыт разработки новых решений.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что судовладельцам нужны квалифицированные и опытные партнеры, поскольку им приходится преодолевать серьезные трудности. Очевидно, что проблем будет становиться больше в связи с предстоящими изменениями в судовых операциях. Понимание и прогнозирование того, в каком направлении будет двигаться регулирование отрасли, будет иметь решающее значение в будущем, и именно регистры могут указать верный путь.

Источник maritime-executive.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фот – РПСМ



↑ 

Наверх