09.10.2023

«Небольшие инвестиции в моральный дух моряков могут сэкономить миллионы долларов»

«MARPOL – 50 лет верным курсом» – такова тема Всемирного дня моря в этом году. Стивен Джонс, основатель Индекса счастья моряков, рассуждает о влиянии Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) на моряков:

«Замечательно, что MARPOL празднует такой серьезный юбилей, и что его так высоко оценивают, что даже сделали темой Всемирного дня моря в 2023 году. Это действительно крайне важный инструмент для отрасли, и хотя воды Мирового Океана не так чисты, как хотелось бы, но, вероятно, они были бы еще грязнее, если бы не правила и положения этой конвенции, которые устанавливают способы борьбы с загрязнением.

Тем не менее, и здесь есть свои подводные камни. Есть некоторые аспекты, которые с легкостью приносят моряков в жертву на алтарь конвенции. Например, если предполагаемое загрязнения моря с судна произошло в территориальных водах и портах США, то моряки могут оказаться без надлежащей поддержки или юридической помощи в ожидании судебных разбирательств в отношении вменяемых им нарушений.

Недавно я участвовал в дискуссии, на которой обсуждалось то, что нездоровая атмосфера в коллективе на борту может привести к конфликтам как между самими членами экипажа, так и между моряками и судовладельцами, что в конечном итоге может спровоцировать моряка совершить донос, обратившись на горячую линию Береговой охраны США.

Это большая проблема со многих точек зрения, не в последнюю очередь – финансовой. Изучив соответствующие данные, я был крайне удивлен: не только масштабами штрафов, которые в США налагают на тех, кто нарушает конвенцию в их водах, но и размером вознаграждений, которые выплачивают морякам, сообщающим властям о нарушении. 

По итогам 100 дел, в отношении которых уже вынесено окончательное решение, общая сумма штрафов составила более $266 млн: от $128 тысяч до более впечатляющей суммы в $32 млн. США не стесняются сулить вознаграждение тем, кто поможет им поймать  преступников, и не скупятся на это: размер их благодарности варьировался от $25 тысяч до $2 млн за дело. Это очень солидная прибавка к зарплате, и никакой ошибки.  

Анализ показывает, что греческие судовладельцы были замешаны более чем в трети (36%) рассмотренных дел. На втором месте оказались судовладельцы из США – 9%. Следом за ними расположились операторы из Сингапура, Японии, Норвегии, Южной Кореи, Дании и Германии, все они стали фигурантами в примерно одинаковом количестве случаев загрязнения моря в США.

Что касается типов причастных судов, среди проанализированных инцидентов преобладают балкеры и танкеры. На балкеры приходится 45% случаев, а на танкеры –  30%: вместе они ответственные за три четверти инцидентов, связанных с нарушениями MARPOL.

Учитывая такие огромные штрафы и чересчур высокий соблазн для моряков совершить донос, удивительно, что судовладельцы до сих пор не уделяют должного внимания взаимоотношениям между членами экипажа. Ведь именно моряки в итоге передают властям сведения, свидетельствующие о нарушении.

Практически в каждом опросе «Индекса счастья» мы обнаруживаем, что атмосфера в коллективе и характер взаимодействия членов экипажа между собой оказывают очень сильное влияние на их настроение и уровень их общей удовлетворенностью жизнью в море: что они делают в рейсе – получают опыт и преуспевают или ссорятся и конфликтуют.

Там, где моряки хорошо ладят между собой, уровень благополучия намного выше, а там, где он ниже, мы слышим рассказы о напряженности, стрессах и проблемах. Трудно недооценить риск того, что последствия конфликтов могут перерасти в доносы. Снова и снова выясняется, что коренной причиной разногласий является пренебрежение заботой о благополучии моряков в рейсе и оставшиеся неразрешенными жалобы и конфликты.

Логично предположить, что, зная это, судовладельцы станут уделять больше внимания созданию комфортной психологической среды на борту. Способствовать сплочению экипажа и дружеской атмосфере на борту, улучшать условия быта и устранять триггеры стрессовых ситуаций, которые могут послужить искрой в неблагоприятной ситуации.

Некоторые, конечно, так и делают, но другие судовладельцы считают моральный дух членов экипажа и их взаимоотношения между собой как нечто отдаленное от их деятельности, которое не имеет к ним никакого отношения. К сожалению, возможно, так оно и есть. Однако когда суда заходят в воды США, все меняется, и тому есть 266 миллионов различных доказательств.

Если на борту есть разногласия и конфликты, то можно быть уверенным, что когда судно зайдет на территорию Штатов, вероятность доносов вырастет почти в геометрической прогрессии. Для судовладельца это обернется огромными проблемами, но эту ситуацию можно предотвратить.

Да, конечно, не допускать нарушений, связанных с загрязнением окружающей среды или ведением учета (судовых журналов), – это то, с чего стоит начать. Тем не менее, даже у добросовестно управляемых судов могут возникнуть проблемы после прибытия на борт сотрудников Береговой охраны США. Если сигнал поступил,  то судно, наверняка, оштрафуют. Вот как это работает.

Есть старая пословица: «Штопай дыру, пока невелика». Это значит, что не стоит пытаться  сэкономить на мелочах, рискуя потерпеть большую неудачу, и, похоже, эта пословица очень уместна в данном контексте. 

Итак, вывод для судовладельцев, операторов и менеджеров очевиден: сделайте все для того, чтобы ваши работники были довольны. Это не просто благое дело, но и перспективное вложение: небольшие инвестиции в моральный дух и взаимоотношения могут сэкономить миллионы долларов».

В Российском профсоюзе моряков дополняют: не только судовладельцы могут укрепить моральных дух экипажей. «Такой аспект работы на флоте, как сход на берег, является очень важным для тружеников флота, поскольку существенно влияет на их психологическое состояние», – отмечают в РПСМ. В профсоюзе считают, что в связи с этим властям некоторых стран, в том числе Штатов, стоит задуматься и пересмотреть строгие ограничения на сход на берег. 

Источник splash247.com; перевод – Елена Засыпкина, РПССМ; фото – ИМО


↑ 

Наверх