04.10.2023

Излишняя уверенность в том, что задача по плечу, может сослужить плохую службу

Об этом предупреждает Морской институт (Nautical Institute) и в подтверждение публикует разбор инцидента, который произошел, когда перед отходом судна экипаж убирал забортый трап. Он имел телескопическую конструкцию: нижняя часть задвигалась внутрь верхней. Несмотря на то, что такая конструкция одобрена классификационным обществом и соответствует требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), на практике при использовании именно этого конкретного типа трапа возникают сложности.

Важно отметить, что перед рассматриваемым инцидентом на судне произошел другой. Тогда была проведена оценка риска, которая определила всю верхнюю часть трапа как «опасную зону» во время сборки трапа, поэтому компания разработала инструкции, согласно которым никто не должен был стоять в этой зоне во время работ по закреплению трапа. Однако, похоже, это правило регулярно нарушалось, как и в случае, который описывает Морской институт.

Так, боковая цепь внутреннего поручня застряла между раздвижной нижней частью трапа и зафиксированной верхней частью. Член экипажа наступил на верхнюю часть трапа, чтобы освободить застрявшую цепь. Сделав это, он взял в другую руку внешнюю цепь поручня и стал удерживать обе, чтобы они снова не запутались. Он стоял на ступеньке недалеко от верха зафиксированной части трапа, но в пределах зоны, определенной как опасная в результате предыдущего инцидента.

Находившийся на борту другой член экипажа возобновил подъем троса, чтобы убрать нижнюю секцию забортного трапа. Пока он это делал, конец трапа упал с левой платформы. Поскольку боковые цепи были провисшими и не поддерживали фиксированную верхнюю часть трапа, вес переместился с платформы на трос. Это привело к неожиданному и неконтролируемому смещению нижней секции трапа вверх. В результате смещения левую ногу моряка зажало между верхней ступенькой нижней секции трапа и третьей ступенькой зафиксированной, верхней секции трапа. Все работы были немедленно остановлены, члены экипажа начали вставлять деревяшки между ступенями, чтобы нога пострадавшего не испытывала сильное давление. Было решено, что самый безопасный вариант – перерезать ступеньку. На борт прибыла бригада скорой помощи и доставила пострадавшего в больницу.

Извлеченные уроки

Каждая опасная ситуация, инцидент или авария – это урок, благодаря которому можно повысить безопасность путем анализа событий и принятия мер по смягчению их последствий, таких как разработка новых инструкций или технических решений. Для того, чтобы добиться от них максимального эффекта, необходимо обеспечить контроль за соблюдением их выполнения.

Не позволяйте, чтобы из-за излишней уверенности в том, что задача вам по плечу, вы оказались в опасной ситуации. В Российском профсоюзе моряков добавляют: «Следуйте установленным процедурам и разработанным инструкциям – они появляются на флоте не просто так».

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – РПСМ


↑ 

Наверх