03.10.2023

Как поддерживать командный дух в коллективе

Каждый пятый россиянин готов поработать вахтовым методом, если работу будет предлагать известная компания. Но вдали от цивилизации, семьи и привычного быта работники могут чувствовать себя одиноко. Вместе с экспертами «HeadHunter Сибирь» журнал Центра корпоративной медицины «Трудовая оборона» разбирался, как можно создавать и сохранять комфорт в подобных коллективах.

Командный дух

Без нормальной командной работы, скорее всего, будут страдать и процессы, и производительность. В коллективах, где царит взаимное уважение и открытость, сотрудники более эмоционально благополучны. А счастливые работники, как показывают исследования, на 20% эффективнее, чем несчастные. Кроме того, здоровые отношения в команде помогают лучше решать проблемы, потому что группа может генерировать больше идей, лучше анализировать информацию и отвергать ошибочные варианты. Вдобавок благодаря командному духу сотрудники реже выгорают и совершают меньше ошибок.

Командная работа нужна почти во всех сферах. Так, клиника Кливленда реорганизовала свой персонал. В итоге консультанты, медсестры и другие сотрудники начали работать группами, без разделений по специализациям. В ходе другого исследования были опрошены 184 менеджера из 13 компаний нефтегазовой отрасли США. Оказалось, что командная работа помогает эффективнее управлять сразу несколькими проектами. 

В некоторых сферах работа в команде и вовсе жизненно необходима. Например, если при бурении скважин один из членов бригады проявит неосторожность, могут наступить тяжелые последствия. Особенно важна сплоченность, когда проект ограничен по времени и требует разнообразных навыков и опыта. Работа на вахте как раз из таких.

Проблемы командной работы

Иногда командная работа может привести к путанице, задержкам и неправильному принятию решений. Ричард Хэкман, профессор психологии и специалист по групповой динамике, отмечал, что коллективам мешают проблемы с координацией и мотивацией и эти проблемы могут обесценить все преимущества командной работы. Кроме того, амбициозных профессионалов в команде могут задвинуть и подавить, а других, наоборот, наделить чрезмерными полномочиями.

Поэтому компаниям необходимо целенаправленно работать над развитием командной культуры. Как показывают исследования, со временем командная работа улучшается. Так, Национальный совет по безопасности на транспорте США обнаружил, что 73% происшествий в его базе данных гражданской авиации произошли в первый день совместного полета экипажа, то есть нештатные ситуации чаще случались, когда члены экипажа впервые работали друг с другом. У слаженных команд происшествий было меньше.

Общий контекст, цели и правила команды

Исследователи, изучавшие влияние одиночества на самочувствие и производительность работников, сделали вывод, что лучшее, что может сделать руководитель для команды, — создать с ней общий контекст. Стоит понять, что сотрудники ценят в работе, связать это с целями, а затем вместе с командой продумать проекты, в которых будут раскрываться командные качества.

Руководители американских компаний считают, что важно четко расставлять приоритеты. Лидеры должны объяснять подчиненным, какая у команды цель, как выглядит успех, как будет измеряться прогресс и где он будет фиксироваться. Если у команды есть общая цель, люди начинают идентифицировать себя как группа, а не как одиночки. Так, например, происходит в футбольной команде. У нападающих и защитников свои роли, но цель у них одна, а табло на поле помогает отслеживать общий прогресс. Когда план сформирован, стоит постоянно напоминать команде о приоритетах. Только так действия войдут в привычку.

У любой группы рано или поздно появляются внутренние правила, иногда это происходит довольно стихийно и хаотично. Задача руководителя – не наблюдать молча за тем, какая культура царит в команде, и надеяться, что все люди в ней хорошо сработаются, а вмешиваться в этот процесс и устанавливать единые регламенты. Кроме того, важно, чтобы команда жила согласно заявленным ценностям и работники не получали повышения и вознаграждения, если их поведение прямо противоречит установленным регламентам.

Таким образом, рецепт успеха, по версии американских менеджеров, выглядит так: чтобы команда работала слаженно, следует объединять ее участников общими целями и давать им четкие структурированные правила.

На судне в море 

– Труд в море никогда не был простым, поэтому без полноценного отдыха невозможна и хорошая работа, – считают в Российском профсоюзе моряков. – Однако сейчас члены экипажей нередко предпочитают проводить время в одиночестве – у всех есть с собой ноутбуки, телефоны, книги, с которыми они остаются один на один в своей каюте, забывая о живом общении с коллегами. Многие специалисты говорят о том, что это негативно влияет на самочувствие моряков, заставляет их острее ощущать изолированность. Собраться вместе в кают-компании, посмотреть фильм и обсудить новости – это прекрасная возможность развлечься, поднять настроение и укрепить отношения внутри экипажа. Хотя, конечно, переоценивать цифровые технологии не стоит: они вовсе не являются главным условием благополучия моряков на борту, куда большее значение имеют отсутствие нарушений со стороны работодателя, безопасные и комфортные условия труда, размер заработной платы и другие основополагающие факторы. 

По материалам журнала Центра корпоративной медицины «Трудовая оборона»; фото – Pieter Dekker/ISWAN


↑ 

Наверх