02.10.2023

Какой будет жизнь на борту судов уже в начале следующего десятилетия

Ник Чабб, основатель британской консалтинговой компании в области морских технологий Thetius, дал волю воображению и провел читателям экскурсию по работающему на метаноле судну MT Zero, которое будет бороздить морские просторы в конце 2030 года.

MT Zero – двухтопливный метаноловоз. Он способен перевозить до 200 тысяч кубометров метанола, курсируя между портами Мексиканского залива и Евросоюза. На борту надпись – «работает на метаноле», а его владельцы с гордостью рассказывают об экологических характеристиках судна. К сожалению, на самом деле после ходовых испытаний на метаноле судно не работало.

Острая проблема 

Глобальная нехватка метанола пошла на пользу флоту. Любое судно, способное перевозить метанол, пользуется повышенным спросом, а фрахтовые ставки взлетели до небес. Но это настолько ценный товар, что его нельзя использовать в качестве судового топлива. С тех пор, как метанол стал основным сырьем для экологически чистого авиационного топлива, цена на него взлетела до небес. И если заниматься транспортировкой метанола очень выгодно, то сжигать его невероятно дорого. В то же время, по мере того как мир все больше отказывается от использования ископаемого топлива, мазут становится товаром, который никому не нужен. Даже несмотря на то, что во всем мире действуют высокие налоги на выбросы углерода, у него так мало промышленного применения, что судоходным компаниям практически платят за его сжигание.

Эта проблема стала настолько острой, что в ее решении стала принимать участие  Международная морская организация (ИМО). На 94-й сессии Комитета по защите морской среды (MEPC), которая состоялась в начале этого года, пришлось признать, что на сегодняшний день отрасль не достигла всех целей в рамках утвержденной стратегии по сокращению выбросов парниковых газов. Мы все ожидали, что система торговли выбросами ЕС подтолкнет ИМО к действиям, но международные рыночные меры, которые были обещаны в предыдущих версиях стратегии по сокращению выбросов парниковых газов, до сих пор не материализовались.

Это стало настолько серьезной проблемой, что ЕС рассматривает вопрос о введении запрета на флотский мазут (HFO) с 2035 года. А пока этого не произошло, каждое новое судно покидает верфь с сертификатом «обеспечивает нулевые выбросы», а затем продолжает сжигать дешевый и грязный мазут.

Безэкипажный мостик

Помимо сертификата «работает на метаноле», единственным крупным достижением в проектировании судов является взрывной рост внедрения решений, связанных с ветроэнергетикой. Сегодня большинство новых судов дальнего плавания оснащены определенным типом парусов. С винтами, парусами и крыльями, стремящимися в небо, современный флот выглядит гораздо интереснее, чем раньше. На мостике используются новейшие технологии автономного управления. Судно способно работать не только без команды машинного отделения, но и с пустым навигационным мостиком. Однако это никак не сказалось на численности экипажа – просто позволяет тем, кто находится на борту, отдохнуть.

Положения ИМО об автономности 2026 года обязывают операторов получать от государств флага и классификационных обществ исключения для беспилотного управления навигационным мостиком. На одобрение исключения требуются месяцы, и оно действительно только в отношении одного маршрута. Каждое исключение позволяет экипажу передавать обязанности по навигации и несению вахты в одобренный береговой  центр управления на время перехода в открытом море. Вместо несения вахты члены экипажа могут отдыхать или выполнять работы по техническому обслуживанию, но они должны быть готовы вмешаться в любое время, например, если судну необходимо отклониться от утвержденного маршрута.

VDES, дроны и принтеры 

Все это стало возможным благодаря обязательному внедрению системы обмена данными о рейсе (VDES). VDES заменила АИС на всех новых судах. Любой, у кого есть VDES-приемник, может видеть информацию о предполагаемом маршруте судна, а ближайшие к нему получают уведомление, если судно намеревается отклониться от курса, чтобы избежать столкновения.

VDES в сочетании с развертыванием низкоорбитальных (LEO) спутниковых сетей связи значительно упростили связь между судном и берегом. Экипаж в море может ежедневно общаться с береговой командой для обсуждения актуальных вопросов, а между мостиком и береговым центром управления существует постоянный канал связи.

Тот факт, что члены экипажа на борту не несут вахту, не означает, что их работа стала легче. MT Zero – модульное судно. Эта концепция получила широкое распространение в конце 20-х годов. Она дает возможность производить замену оборудования на новое в различных судовых системах, в том числе топливной, навигационной и других во время  стандартного периода стоянки в сухом доке. Судно можно относительно легко и быстро модернизировать, когда появятся новые технологии или альтернативные виды топлива, которые станут экономически целесообразными или обязательными.

Модульные суда строить дороже, но предполагается, что корпус и надстройка прослужат сто лет, а за это время судно сможет 4-5 раз пройти модернизацию. Это позволит постепенно сокращать углеродный след от эксплуатации, но при этом означает, что увеличивается частота технического обслуживания и количество выполняемых при этом работ.

Хорошая новость заключается в том, что существует множество технологий, чтобы помочь им в этом. Хотя широкополосная связь между судном и берегом уже существовала достаточно давно, беспроводная связь между отделениями на борту стала широко доступной лишь недавно. Отсутствие необходимости прокладывать кабели для каждого устройства означает, что можно объединить тысячи датчиков в одну систему при очень небольших инвестициях.

Данные, собранные этими датчиками, поступают в систему технического обслуживания, управляемую искусственным интеллектом, которая определяет приоритетность работ для экипажа. Для визуального осмотра и простых ремонтных работ экипажи используют дроны, которые способны либо залетать в различные помещения на борту, либо ползти по корпусу. Для более сложных работ, требующих специальных знаний, можно использовать 3D-принтер, который есть на борту и может создавать различные инструменты, заплатки и детали.

Моряки на борту 

Несмотря на внедрение самых передовых технологий, жизнь моряков на борту особо не изменилась. Требования к знаниям и подготовке, необходимые для того, чтобы стать капитаном, не предусматривают изучение материалов, касающихся автономной работы, VDES или дополнительные знания в области кибербезопасности. Вместо этого им все равно приходится изучать сигнальные флаги и азбуку Морзе. 

Гидрографическая служба Великобритании (UKHO) отозвала бумажные карты несколько лет назад, но многие морские колледжи по-прежнему обязаны преподавать навигацию по ним. 

Основные требования для работы на двухтопливном судне были закреплены в последних поправках к ПДНВ, но у большинства моряков очень мало практического опыта безопасной бункеровки новым топливом.

Может быть, ситуация улучшится в 2040 году? Однако пока что новые технологии будут продолжать развиваться, а моряки всего мира будут продолжать обучаться по тем же стандартам, что и десятки лет назад. Похоже, некоторые вещи не меняются.

– Будет так выглядеть судоходство к началу следующего десятилетия или нет, покажет только время, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – Однако что касается образования и работы членов экипажей, то подобные представления просто недопустимы: необходимо создание новых учебных программ, стандартов и курсов для моряков, которые научат их обращаться с низкоуглеродным топливом и безопасно управлять современными судами. «Учитывая, что сектор стоит на пороге технологической революции, вчерашний набор знаний и навыков требуют масштабного обновления», – считают в РПСМ.

По материалам splash247.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – Marcus Hand/seatrade-maritime.com


↑ 

Наверх