02.10.2023

Что нужно знать, работая на судах под иностранным флагом

Эта тема касается практически всех моряков, работающих на судах под иностранным флагом, и получивших производственную травму или заболевание в период рейса независимо от того, есть ли на судне коллективный договор или нет. В Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков решили напомнить труженикам флота, что нужно предпринять в подобных случаях.

Изучите контракт 

Так, прежде всего, перед уходом в рейс внимательно прочтите свой индивидуальный контракт. Если в нем есть ссылка на то, что контракт является приложением к коллективному договору между профсоюзом и судовладельцем, это означает, что условия оплаты, сроки и суммы четко оговорены в колдоговоре, с которым тоже следует ознакомиться.

В случае если при найме заключается только индивидуальный контракт, и на судне нет коллективного договора, то следует понимать: ответственность судовладельца по выплатам в случае травмы, заболевания или смертельного случая ограничивается только теми условиями, которые оговорены в контракте. Если данные выплаты не указаны в контракте, то моряк может их и не получить, исключение может стать только решение суда.

В таком случае необходимо узнать в круинговом агентстве, которое направляет на судно, условия оказания медицинской помощи, оплаты временной нетрудоспособности и выплаты компенсаций в случае заболевания или травмы, или какими документами эти вопросы регулируются. Подобная информация не является тайной – она должна быть доступна для ознакомления. Если от вас ее скрывают, значит, страхования нет вообще или на судне очень плохие условия труда.

Несчастный случай

Знать это нужно для того, чтобы в случае необходимости моряк или его родственники (представители) могли собрать и подготовить необходимые документы, на основании которых работодатель произведет выплаты. Необходимо также помнить, что несмотря на то, что условия медицинского обслуживания и выплат по несчастным случаям и заболеваниям оговорены в колдоговорах, любые выплаты происходят только после предоставления документов, доказывающих факт заболевания или травмы (смерти) работника.

Это означает, что администрация судна должна зафиксировать такой случай с составлением соответствующих актов и других документов. В разных компаниях их перечень и формы могут отличаться. При необходимости проведения расследования происшествия должны быть составлены:

- акт о несчастном случае (инциндент-репорт) с описанием места и окружающей обстановки на момент происшествия;

- собраны свидетельские показания/рапорты членов экипажа и других очевидцев.

Если в расследовании происшествия участвуют полиция порта и другие официальные власти, капитану судна необходимо получить от них как минимум копии документов, которые они оформляют.

Если моряка оставляют в госпитале, ему должны вручить его индивидуальный контракт и финансовую справку о расчетах по зарплате на момент списания и один экземпляр акта (инцидент-репорт) о расследовании несчастного случая. Все эти документы необходимо иметь для того, чтобы правильно оформить претензию по оплате больничного и выплате компенсации.

Индивидуальный контракт

Но индивидуальный контракт нужно всегда иметь при себе! Это единственный документ, который прямо подтверждает (доказывает) факт трудоустройства, а также отношения с работодателем, страховыми компаниями и другими организациями – как иностранными, так и российскими. При этом контракт должен быть правильно заполнен, то есть с указанием полного адреса работодателя, четкой печатью и разборчивой подпись того, кто подписал документ.

Кстати, именно индивидуальный контракт позволяет моряку, работающему на судне под иностранным флагом, зарегистрироваться в Социальном фонде РФ и платить взносы с целью накопления страхового стажа для получения государственной пенсии.

В обязательном порядке необходимо информировать родственников, на каком судне вы уходите в рейс: запишите его правильное название на английском языке, а также адрес круингового агентства и фамилию инспектора, который оформляет вас на судно. К сожалению, иногда родственники не знают названий судна и круингового агентства.

По прибытии домой 

Вернувшись домой, травмированный или заболевший моряк или его родственники должны в этот же или на следующий день проинформировать об этом круинговое агентство, обратиться в медицинское учреждение, получить больничный лист или оформить договор на оказание медицинских услуг. Если моряка по результатам лечения направляют на медико-социальную экспертизу (МСЭК), то КРО РПСМ настоятельно рекомендует членам РПСМ сперва обратиться в профсоюз за консультацией и только потом отправляться на экспертизу.

После получения справки об инвалидности и проценте утраты трудоспособности моряк должен представить эти документы в круинговое агентство или профсоюз, которые подготовят документы для работодателя с целью организации оплаты листа временной нетрудоспособности или выплаты компенсации по потери трудоспособности.

В случае приобретения за свой счет медицинских препаратов, оплаты процедур, расходы возместят только при условии предоставления документов, доказывающих факт и необходимость этих расходов. Помните: никто и никогда не будет компенсировать финансовые затраты, если они не подтверждены необходимостью лечения. 

Морякам, работающим на судах под иностранным флагом у иностранного судовладельца, российское законодательство не разрешает выдавать больничный лист, но это не значит, что ничего не оплатят. Вместо больничного можно получить выписку из истории болезни, заключение клинико-экспертной комиссии (КЭК) при больнице или поликлинике, справку МСЭК и другие документы.

В заключением добавим: при любых сомнениях обращайтесь в профсоюз, не торопитесь что-то делать, если не уверены в своих действиях. В РПСМ всегда ответят на ваши вопросы.

По материалам РПСМ; фото – РПСМ


↑ 

Наверх