25.09.2023

Постоянное визуальное и радиолокационное наблюдение – залог безопасности

Грузовое и рыболовное суда столкнулись в условиях хорошей видимости. К счастью, никто не пострадал. В отчете норвежских властей говорится, что рано утром небольшое грузовое судно вышло из порта и направилось в каботажный рейс. Вахтенный офицер находился на мостике один, поскольку видимость была хорошей. Он взял курс на юго-юго-восток согласно плану перехода: судно шло со скоростью примерно 12 узлов. Вахтенный офицер внимательно изучил горизонт через окна мостика на предмет потенциальной опасности, посмотрел на радар, который показывал сигналы АИС от нескольких небольших судов. Он не увидел ничего, что могло бы вызвать беспокойство, хотя представлявший опасность объект находился рядом, чуть левее линии курса его судна, примерно в 6 морских милях.  После этого вахтенный офицер переключил внимание на административные задачи, сев за компьютер, расположенный в кормовой части рулевой рубки. 

Тем временем на рыболовном судне, расположенном примерно в шести милях, экипаж из двух человек ловил креветки. На судне горели навигационные огни, кроме того, имелись дневные сигнальные огни, предупреждающие о тралении. Ночью рыбаки переключили АИС в пассивный режим, чтобы скрыть местоположение судна, поскольку расположение конкретных мест лова креветок считалось «коммерческой тайной».

Примерно в 08:28 экипаж прекратил траление и начал вытаскивать сеть. Из-за течения и того, что во время подъема сетей их тянуло к тралу, судно начало двигаться назад со скоростью примерно 1 узел. Примерно в это же время шкипер заметил приближающееся к ним грузовое судно, но не воспринял это как опасность, посчитав, что это обычное движение в этом районе, и повторно активировал АИС судна. Поскольку уже светило солнце и видимость была хорошая, он не счел необходимым связаться с грузовым судном, чтобы убедиться в том, что их видят. 

Через несколько минут шкипер заметил, что грузовое судно становится все ближе, но предположил, что оно пройдет рядом, не задев их. Однако удара избежать не удалось.

На грузовом судне вахтенный офицер почувствовал, как что-то врезалось в носовую часть. Выглянув, он увидел мачту рыболовного судна по правому борту. На часах было 08:35. 

В результате столкновения рыболовное судно накренилось и развернулось почти на 180 градусов. После столкновения рыболовное судно не потеряло ход. Экипаж не пострадал и приступил к проверке состояния судна, у которого был серьезно поврежден левый носовой фальшборт, однако серьезной угрозы безопасности не было. После столкновения вахтенный офицер, сбавив скорость грузового судна, развернул его, связался по УКВ рации с рыболовным судном и спросил, нужна ли им помощь. Оба судна позже вернулись в порт для осмотра и ремонта.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что не все малые суда имеют или постоянно используют АИС, поэтому крайне важно постоянно вести тщательное визуальное и радиолокационное наблюдение.

Источник marineinsight.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – РПСМ



↑ 

Наверх