20.09.2023

«Передовые практические методы и  рекомендации по  безопасной транспортировке электромобилей»

Руководство под таким названием издал Международный союз морского страхования (IUMI) после изучения страховых претензий и утверждений, что пожары, возникающие на автомобилевозах и ро-ро судах, в большинстве своем связаны с электромобилями.

Ларс Ланге, генеральный секретарь IUMI, пояснил следующее: «Разработанный нами документ  основан на результатах научных исследований, которые показывают, что возгорания электромобилей представляют собой не большую опасность, чем возгорания обычных транспортных средств, и случаются не чаще. Хотя статистика пожаров продолжает накапливаться, по настоящим оценкам, пожаров от электромобилей меньше, чем  пожаров от традиционных транспортных средств, проехавших одинаковое расстояние».

Исследования также доказывают, что существует лишь незначительная разница между величиной энергии, выделяемой во время горения электромобиля и горения транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). В большинстве случаев (около 80%) после возгорания транспортного средства огонь усиливается за счёт горения кузова и салона автомобиля, а не двигателя. Однако в отношении электромобилей существует риск теплового разгона  (когда в аккумуляторе происходит нестабильная химическая реакция), тогда как для автомобили с ДВС такой опасности не представляют. Если случается  тепловой разгон,  то тушение пожара становится гораздо более сложной задачей, поэтому после возгорания необходимо как можно быстрее принять меры по смягчению последствий, такие как заградительное охлаждение. Более того, в таких случаях  риск повторного возгорания остается высоким в течение длительного периода времени.

В документе IUMI проводит важное различие между роро-судами и чисто автомобилевозами (PCTC), отмечая, что многие роро-суда размещают автомобили на открытых палубах, где потоки воздуха затрудняют тушение пожара. Перевозка автомобилей на судах  Ropax (на которых перевозятся также и пассажиры) сопряжена с  дополнительными рисками, связанными с желанием некоторых пассажиров зарядить аккумулятор во время транспортировки, а также с большим количеством подержанных автомобилей на борту, которые потенциально менее безопасны. На автомобилевозах другие риски: автомобили обычно размещают очень близко друг к другу, не оставляя места для оперативного доступа и эффективного тушения, к тому же, это способствует быстрому распространению пожара, так как огонь легко перекидывается с одного автомобиля на другой.

На основании вышеизложенного IUMI делает  заключение: раннее обнаружение и проверка/подтверждение пожара имеют критическое значение для сведения к минимуму промежутка времени  между обнаружением возгорания и началом его тушения. В дополнение к обычно использующимся на судах  системам обнаружения пожара можно задействовать  тепловизионные камеры и системы на базе искусственного интеллекта.

Дренчерные системы эффективны для тушения пожаров на судах типа ро-ро и ро-пакс  как при пожарах на электромобилях, так и на автомобилях с ДВС, и должны устанавливаться вместе с системами видеонаблюдения.

Системы пожаротушения CO2, если их применить оперативно, эффективно справляются с пожарами на борту автомобилевозов, и мощность таких имеющихся на борту систем следует удвоить. Установки пожаротушения высокократной пеной также доказали свою эффективность в предотвращении передачи тепла от одного транспортного средства к другому.

Раннее обнаружение, подтверждение и оперативное начало тушения имеют решающее значение для успешной ликвидации  пожара. На борту PCTC перед тем, как прибегнуть к использованию ручных средств пожаротушения, сначала всегда нужно  применить стационарные системы.

Требуется четкая политика в отношении того, какой груз допускается к погрузке на борт. Транспортные средства следует проверять перед погрузкой, а бывшие в употреблении автомобили тщательно проверять на предмет скрытых повреждений, отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Нельзя, чтобы в результате чьего-то недосмотра  из-за пожара в рейсе пострадали моряки.

В IUMI считают, что зарядка на борту судов ро-пакс  может  быть разрешена при условии проведения соответствующей оценки риска и принятия необходимых мер предосторожности. Механизмы безопасности, встроенные в электромобили, обычно активируются во время зарядки. 

Документ «Передовые  практические  методы  и  рекомендации по  безопасной  транспортировке  электромобилей»  можно загрузить здесь.

По материалам MaritimeCyprus.com
Перевод: Елена Засыпкина, РПСМ
Фото:©Zala, CC-BY-SA- 4.0

↑ 

Наверх