15.09.2023

Экипажу необходима высокая оперативная адаптируемость и углубленные знания о рисках

Разбор  реального случая, представленный CHIRP Maritime, показывает, что неверные ответные действия при  утечке топлива привели к непреднамеренному отключению электроэнергии.

Так, судно покинуло док и вышло в море для проведения ходовых испытаний после длительного пребывания в сухом доке, где проводились ремонтные работы  обоих главных двигателей. На борту, кроме экипажа,  находились специалист по вибрации и инспектор Классификационного общества. Оба генератора работали и были подключены к электрощиту.

Пока судно еще находилось внутри волноотвода, старший механик отсоединил один из генераторов от распределительного щита, но оставил его включенным в режиме охлаждения. Они не сообщили на мостик о своих действиях.

Второй механик находился в машинном отделении рядом с генераторами, помогая специалисту по вибрации снимать показания с редуктора. Они заметили, что топливный трубопровод под высоким давлением, ведущий к одному из генераторов, порвался и масло попало на горячий коллектор отработанных газов.

Второй механик нажал кнопку аварийной остановки генератора, на судне произошло полное отключение электроснабжения, когда оно проходил волнорез. В результате отключилось всё навигационное оборудование, но, к счастью, заработал аварийный генератор, подача электропитания  была вскоре восстановлена.

CHIRP считает, что старший механик, находившийся на посту управления двигателем, должен был запросить разрешение у мостика, перед тем как производить какие-либо изменения в состоянии двигателя судна, потому что команда мостика всегда должна знать об имеющихся ограничениях мощности и скорости судна, особенно в тех случаях, когда судно выполняет маневры по входу в гавань или выходу из неё.

Поскольку разговор также транслировался бы через громкоговорители в машинном отделении, то находящиеся там члены экипажа тоже знали бы, что только один генератор обеспечивает судно  электроэнергией.

После длительного пребывания в сухом доке, особенно когда физическое состояние судна изменилось, следует заново провести процедуры оценки риска и опасностей, а также усилить меры контроля, например, дополнительно назначить дежурных наблюдателей при входе в гавань и выходе из гавани, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков.

CHIRP Maritime  в свою очередь в хаде анализа инцидента пришла к выводу, что первоначально следовало восстановить стандартные процедуры коммуникации, особенно после длительного пребывания в сухом доке. Отключить генератор и не сообщить об этом ни в машинное отделение, ни на мостик было небезопасно. Необходимо повысить уровень командной работы, чтобы гарантировать эффективное функционирование машинного отделения, особенно после длительного ремонта, в ходе которого на судне работали подрядчики. Рассмотреть возможность назначения дополнительных вахтенных в первые дни и ночи возвращения в море после ремонта. Это снизит  риск того, что что-то пойдет не так.

Проверка состояния машинного отделения и всего вспомогательного оборудования должна быть приоритетом, и ничто не должно отвлекать команду машинного отделения от этой задачи.

При постановке судна в док на ремонт от экипажа требуется высокая оперативная адаптируемость и углубленные знания о рисках. Руководство должно позаботиться о том, чтобы конкретные члены экипажа судна, которое планируется отправить в док на ремонт, соответствовали этим требованиям.

По материалам Safety4sea.com
Перевод: Елена Засыпкина, РПСМ

↑ 

Наверх