РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Последние пару месяцев СМИ пестрят заголовками о лесных пожарах и опасениях в связи с сильной жарой на суше. О зафиксированных в этом году рекордных показаниях температуры океана в СМИ писали гораздо меньше, однако последствия этого явления ничуть не менее серьезны. Температура поверхности Мирового океана растет постоянно. Такие высокие температуры могут привести к экстремальным погодным условиям на судоходных маршрутах и в портах и стоить отрасли миллиарды долларов.
Атлантический океан становится все горячее и горячее. По данным Службы изменения климата ЕС «Коперник», средняя температура поверхности мирового океана по состоянию на 31 июля была ровно 20,9648 градусов по Цельсию, что немного выше предыдущего рекорда, установленного в 2016 году. Температура поверхности Атлантического океана поднялась до рекордных 25°C, что на целый 1°C больше, чем предыдущий максимум, установленный в 2020 году. Тенденция к повышению температуры постоянно усиливается, что приведет к более сильным волнениям на море, с которыми придется бороться судоходной отрасли.
«Земля – это физическая машина, которая всегда ищет равновесие, а ураганы – один из наиболее эффективных способов распределения тепла в глобальном масштабе. К сожалению, они могут быть весьма разрушительными, и к ним не стоит относиться легкомысленно», – говорит Джесси Веккьоне из Weathernews. «Критическая температура развития тропических циклонов, которую прогнозируют синоптики, составляет 27°С, и с увеличением глобального температурного индекса мы можем ожидать, что этот порог будет превышаться чаще, что, в свою очередь, приведет к более частому развитию ураганов», – добавил он.
Самая серьезная угроза от потепления морей для торгового судоходства будет состоять в увеличении частоты и интенсивности погодных явлений, вызванных потеплением океана. К ним относятся более ураганы разрушительной силы, более обильные дожди и мощные снежные бури, а также настолько сильные изменения погодных условий, что в одни районы будут страдать от ливней и наводнений, в то время как другие столкнутся с засухой и риском лесных пожаров. Не надо далеко ходить, нехватка воды в Панамском канале уже приводит к задержкам судов, и он уже не является надежным судоходным путём.
Изменения погодных условий угрожают всей судоходной отрасли – владельцам и операторам судов, грузовладельцам и портам. Побочные эффекты ощутят все участники глобальных цепочек поставок, что, в свою очередь, может отразиться на всей экономике в более широком смысле.
В последние годы каждую зиму в северной части Тихого океана происходят инциденты с судами, в результате которых в море попадает огромное количество контейнеров. Одним из самых серьезных был инцидент с ONE Apus, произошедший в конце 2020 года. Тогда с борта судна в море упало контейнеров на сумму около 200 миллионов долларов. Эксперты-метеорологи, проследившие путь ONE Apus, предполагают, что волны в грозовом очаге, в который попало судно, могли достигать 16 метров.
Согласно имеющимся оценкам, одна из 10 000 волн является волной-убийцей. На протяжении веков они фигурировали лишь в морских байках, однако в 1990-х годах были впервые официально зарегистрированы. Глобальное потепление приводит к появлению новых причудливых волн, более свирепых и внезапных штормов. Конструкции судов – и конфигурация грузов – будущего должны будут учитывать эти быстро меняющиеся погодные условия. Волну-убийцу определяют как любую волну, высота которой более чем в два раза превышает высоту окружающих её волн, такие волны могут достигать более 30 метров.
Исследование, проведенное Национальным океанографическим центром Великобритании и Саутгемптонским университетом в 2019 году, показало, что за последние два десятилетия высота волн-убийц увеличивалась ежегодно на 1%.
Еще одно недавнее исследование, опубликованное Мельбурнским университетом, подразделением CSIRO «Океаны и атмосфера» (Хобарт) и Международным институтом в сфере водных ресурсов IHE–Delft (Нидерланды), смоделировало изменение климата Земли при различных ветровых условиях, воссоздав тысячи смоделированных штормов для оценки силы и частоты экстремальных событий. Ученые утверждают, что если мы не обуздаем глобальные выбросы, частота и величина экстремальных волн на просторах океана возрастут до 10%.
«Океан уже поглотил 90% тепла и примерно 30% углекислого газа, образующихся в результате сжигания людьми ископаемого топлива. Кроме того, более теплая вода расширяется и поднимает уровень моря, а также удерживает меньше кислорода. Итак, мы видим, как океан нагревается, теряет кислород и становится больше. Потепление океана усилит и штормы», – объяснила Сара Кули, директор по климатологии неправительственной организации Ocean Conservancy.
Ее коллега Делайн Маккалоу, менеджер кампании по выбросам от судоходства Ocean Conservancy, предупредила, что владельцы и операторы судов сталкиваются с рисками задержек отправления и захода в порты, с более частыми изменениями маршрута, что подразумевает дополнительные издержки, а также с потенциальным ущербом для своих судов и рисками безопасности для экипажей.
«Риски владельцев грузов включают повреждение и потерю груза, дорого обходящиеся превышения сроков доставки и потенциально более высокие сборы за простой и задержание», – добавляет Маккалоу.
Согласно данным Ocean Conservancy, совокупный климатический риск, обусловленный последствиями экстремальных погодных условий, может обходиться портам до 7,6 млрд долларов в год. Помимо этих прямых затрат, закрытие портов из-за неблагоприятных погодных условий и восстановительные работы по устранению их последствий могут стоить около 67 миллиардов долларов ежегодно.
Анаис Риос, специалист «Seas at Risk» по вопросам судоходства и климата, сослалась на недавнее исследование Института изменения окружающей среды Оксфордского университета, согласно которому из-за воздействия экстремальных климатических явлений глобальная экономическая деятельность может потенциально терять более 122 миллиардов долларов США ежегодно, из них 81 миллиарда долларов США может не досчитаться международная торговля. А поскольку, согласно имеющимся оценкам, 90% мировой торговли осуществляется морем, неудивительно, что эти суммы настолько высоки.
Кроме того, повышение уровня моря из-за повышения температуры поверхности мирового океана может потребовать «поднять» причальные портовые сооружения, а подобные работы являются очень затратными.
Судоходная деятельность также является фактором, способствующим всему этому. Использование ископаемого топлива коммерческим судоходством ежегодно приводит к выбросам примерно 1 миллиарда тонн парниковых газов (ПГ), а также черного углерода и сажи. Использование ветровой энергии, снижение скорости хода, разработка и внедрение альтернативных видов топлива с нулевыми и близкими к нулю выбросами в перспективе значительно снизят выбросы парниковых газов от судоходства.
Есть еще один фактор воздействия судоходной деятельности, косвенный и не такой очевидный как вредные выбросы, но который тоже способствует повышению температуры моря.
Глобальные ограничения на содержание серы в судовом топливе, введенные в 2020 году Международной морской организацией (ИМО), позволили сократить выбросы оксидов серы с судов более чем на 80% и улучшить качество воздуха во всем мире. По этой же причине уменьшился эффект, оказываемый частицами сульфата на светоотражающие свойства характерных, низких облаков, которые следуют за судами и помогают охладить планету. Исчезновение этих облаков привело к более быстрому нагреванию планеты, и эта тенденция усиливается в Атлантике, где морское движение особенно плотное. В морских коридорах увеличение освещенности на 50% усиливает эффект глобального потепления от выбросов углекислого газа от человеческой деятельности. Это было доказано в статье, опубликованной в прошлом месяце Майклом Даймондом, ученым-метеорологом из Университета штата Флорида.
Еще один способ, которым суда способствуют увеличению выбросов парниковых газов, — это биообрастание – процесс, при котором морские микроорганизмы и растения накапливаются на поверхности корпусов судов. Этот процесс будет набирать обороты по мере потепления мирового океана. Биообрастание может стать причиной повреждения судна, может увеличить силу его сопротивления, а значит уменьшится скорость, и чтобы вернуться к первоначальной скорости, судну придётся увеличить тягу, а тем самым и выбросы. Согласно исследованиям, проведенным классификационным обществом DNV, совокупные затраты, связанные с биообрастанием корпуса, могут составить 30 миллиардов долларов коммерческих расходов плюс миллионы тонн выбросов CO2 ежегодно.
Более благоприятные условия для биообрастания могут привести к увеличению выбросов. При наличии небольшого слоя мелких известковых наростов, таких как ракушки или трубчатые черви, на контейнеровозе средней длины увеличение выбросов парниковых газов может составить до 55%, в зависимости от характеристик судна и скорости. Важно отметить, что проблема биообрастания усугубляется для судов, простаивающих в более теплых водах.
В заключение, Джесси Веккьоне из Weathernews попыталась найти что-то позитивное для судоходства в изменении климата: «Зато перед трендсеттерами откроются новые возможности. С повышением температуры океана должна увеличиться частота судоходных рейсов по северу России и Канады. Это приведет к значительному сокращению выбросов, поскольку рейсы станут намного короче».
По материалам splash247.com
Перевод: Елена Засыпкина, РПСМ
Фото: wikimedia.org, manfred matticka, CC-BY-SA-3.0
Наверх