28.08.2023

Вахтенный помощник капитана должен все время поддерживать надлежащее наблюдение

На это в своем информационном бюллетене обращает внимание моряков Управление торгового судоходства Гонконга. Напомнить о важном правиле пришлось из-за трагического инцидента: контейнеровоз столкнулся с сухогрузом на реке Янцзы. В этот момент контейнеровоз находился под управлением лицензированного лоцмана – он набирал скорость, готовясь войти в глубоководное русло устья реки. Сухогруз, который должен был уступить дорогу, внезапно повернул вправо, возможно, с намерением успеть его обогнать. Столкновение привело к опрокидыванию сухогруза и гибели всех его шести членов экипажа, контейнеровоз «отделался» несколькими царапинами на носовом бульбе. 

Расследование показало, что как контейнеровоз, так и сухогруз при плавании по реке Янцзы не соблюдали некоторые правила и положения. Среди них – Шанхайские правила по надзору за безопасностью на воде, Положения о системе путей движения судов на Шанхайском участке реки Янцзы и Правила для экипажа, изданные местной администрацией. Еще – команды обоих судов не соблюдали осторожность при плавании. В частности, контейнеровоз не выполнил требования Правила 5 («Наблюдение») Конвенции о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС), которое гласит: «Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения». Помимо этого капитан контейнеровоза не произвел эффективного обмена информацией о безопасности мореплавания, когда лоцман находился на борту, а также не задал вопросов, не предупредил и не откорректировал указания по маневрированию, что не соответствовало принципам управления ресурсами мостика и правилам, изложенным в руководстве «Организация и принципы несения вахты» Кодекса ПДНВ.

Извлеченные уроки 

Во избежание повторения подобных аварий в будущем менеджерам, капитанам, офицерам и рядовым членам экипажа необходимо учитывать, что вахтенный помощник капитана должен все время вести надлежащее наблюдение в соответствии с требованиями Правила 5 («Наблюдение») МППСС; при заходе/выходе судна из порта под лоцманской проводкой, капитан и лоцман должны обмениваться информацией о плане перехода, условиях местности и технических характеристиках судна, а капитану и/или вахтенному помощнику капитана следует тесно взаимодействовать с лоцманом и внимательно следить за местоположением и перемещениями судна в соответствии с требованиями параграфа 49 Кодекса ПДНВ. 

Если возникают какие-либо сомнения относительно действий или намерений лоцмана, вахтенный помощник капитана обязан обратиться к нему за разъяснениями. Если ситуация не прояснилась, то необходимо немедленно уведомить капитана о происходящем на борту. Судоходная компания должна обеспечить эффективное выполнение требований Системы управления безопасностью судна и улучшить подготовку моряков по управлению ресурсами мостика и командному управлению, чтобы снизить риск несвоевременного обнаружения ошибки.

– Хорошая ситуационная осведомленность – это одна из важнейших составляющих успешного рейса, – добавляют в Российском профсоюзе моряков. – Внимание к деталям, окружающей обстановке, максимально полное представление о том, что происходит на судне – все это необходимо, чтобы избежать возможных инцидентов. 

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – РПСМ


↑ 

Наверх