08.08.2023

Не переходите крановые рельсы козлового крана во время его работы

Совет по безопасности Нидерландов (DSB) сделал вывод о неэффективности действующего регламента эксплуатации козловых кранов и недостаточных мерах по снижению связанных с их работой рисков. Подробный отчет о проблемах, возникающих при использовании козловых кранов, был опубликован в июле 2022 года после серии инцидентов, в которых моряки и береговые рабочие получили травмы или погибли. Отчет основан на расследованиях шести похожих несчастных случаев. Два из них произошли на одном и том же судне с разницей в три года.

В нем обращается внимание на ряд основных недостатков установки и эксплуатации козловых кранов. Так, поле зрения крановщика сильно ограничено и не позволяет должным образом контролировать ситуацию по обе стороны движения крана. Планировка судна допускает возможность пересечения путей движения козлового крана. Коммуникация имеет важное значение для определения возможности безопасной эксплуатации люкового крана. Если эффективное общение отсутствует, возрастает риск недопонимания, что, к слову, стало фактором, способствовавшим как минимум одному фатальному несчастному случаю.

Был принят ряд мер во избежание трагических случайностей, но, похоже, они все равно будут иметь неприемлемые остаточные риски. Например, непрерывная подача звуковых сигналов во время работы крана преследует благие цели, однако люди привыкают к шуму. Эффективность этой меры, скорее всего, со временем снизится, поскольку моряки перестанут реагировать на предупредительный сигнал – он станет нормой.

Кнопки аварийной остановки крана сегодня входят в обычную комплектацию. Тем не менее, анализ показал, что во многих случаях кнопкой аварийной остановки не пользуются, потому что она находится вне досягаемости пострадавших. Наконец, анализ несчастных случаев показал, что операции с люковыми кранами обычно выполняются одновременно с другими операциями на борту. Во многих инцидентах пострадавший оказывался в опасной зоне, где его никто не ожидал, потому что он выполнял операции, не связанные с использованием люкового крана.

DSB пришел к выводу, что существующая практика работы с козловыми кранами и меры по снижению риска неадекватны. Ясно, что нужна новая парадигма. Во многих отраслях работа «в опасной зоне» запрещена. Любой член экипажа, перешагивающий через крановые рельсы во время работы козлового крана, оказывается в «опасной зоне». 

Никогда не переходите крановые рельсы козлового крана во время его работы. Если необходимо это сделать, то сначала нужно остановить работу крана. Когда используется козловой кран, по возможности, не планируйте выполнение других работ на палубе или в трюмах – перенесите их на другое время.

В Российском профсоюзе моряков отмечают: важно, чтобы работы на борту координировались – должны быть установлены четкие рамки и договоренности при выполнении одновременных, но разрозненных операций. Без этого невозможно контролировать риски.

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – РПСМ


↑ 

Наверх