25.07.2023

Может ли подобное произойти на моем судне?

Страховое общество The Swedish Club опубликовало ежемесячный бюллетень по безопасности. В нем описывается несчастный случай, который произошел на танкере. The Swedish Club предлагает обсудить инцидент в экипаже и ответить на вопросы для самопроверки. 

После завершения операции по разгрузке экипаж приступил к очистке грузовых танков. Старший помощник капитана руководил работами: отдавал приказы второму помощнику – он находился на посту управления и двум матросам АВ, которые чистили танк. Старпом отвечал за безопасное проведение работ и качественную зачистку танков. Спустившись на несколько ступенек по трапу в танк и осветив его фонариком, он визуально проверил чистоту. При этом моряк не надел страховочный пояс – средство защиты от падения с высоты.

Поскольку матросы и второй помощник были заняты работой, никто из них не знал, измерил ли старпом уровень кислорода и токсичных газов в атмосфере танка перед осмотром.

Через какое-то время вахтенный офицер на посту управления заметил отсутствие старшего помощника – тот не отвечал на вызов по рации. Тогда он отправил одного из матросов на поиски коллеги. Когда матрос заглянул в отверстие люка одного из танков, то заметил светоотражающую полоску комбинезона: старший офицер лежал на дне танка. Капитану сообщили о случившемся, и он поспешил к месту происшествия, приказав принести носилки, кислородный комплект и дыхательный аппарат. Надев дыхательный аппарат, капитан спустился в танк. Там он нашел сильно травмированного старшего помощника – моряк был без сознания. Старпом упал с высоты 10 метров. 

Капитан пристегнул к нему страховочный пояс, и члены экипажа подняли его наверх. Пострадавшему немедленно оказали первую помощь, а второй помощник связался с портом, попросив позвонить в координационный центр по чрезвычайным ситуациям. Через час после того, как старпома эвакуировали из танка, капитан протестировал атмосферу. Газоанализатор показал максимальный уровень содержания сероводорода в танке – 100pp. Врачи в больнице констатировали смерть старпома.

Вопросы для самопроверки 

Эксперты рекомендуют обсудить данное происшествие.The Swedish Club предлагает в ходе разбора ответить на следующие вопросы – каковы истинные причины случившегося; существует ли риск повторения аналогичного инцидента на моем судне; каким процедурам следовать при проведении инспекции танков/грузовых трюмов; всегда ли проверяется атмосфера; какие средства индивидуальной защиты требуются; легко ли закрепить страховочный ремень для защиты от падений при спуске по трапу в танки/грузовые трюмы; внедрена ли на моем судне процедура оценки рисков, учитывающая подобные опасности; есть ли указание на использование необходимых СИЗ в допусках к работе и процедурах оценки рисков; как можно было предотвратить происшествие; какие разделы нашей системы управления безопасностью были бы нарушены, если бы подобное случилось на моем судне; если процедуры были нарушены, почему это произошло?

В Российском профсоюзе моряков подчеркивают, что умение в любой ситуации сохранять бдительность – пожалуй, одно из самых ценных качеств труженика флота. Однако на практике это непросто, особенно после долгих месяцев напряженной работы. Оценке рисков и мерам предосторожности всегда нужно уделять первостепенное внимание. Кроме того, если работа так или иначе связана с высотой, страховочный пояс должен быть пристегнут – это незыблемое правило.

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – РПСМ


↑ 

Наверх