13.07.2023

Бег с препятствиями

«Санкции, введенные против нашей страны, не могли не отразиться на российских моряках. Связано это не только с проблемой получения шенгенских виз, но и откровенной русофобией, которую разгоняют политики ряда западных стран. Иностранные судовладельцы в личных беседах признают, что не знают, что будет завтра. Для защиты своего бизнеса некоторые из них принимают превентивные меры, а самая простая – не брать на работу россиян. Вслух об этом никто не говорит, так как Конвенция о труде в морском судоходстве запрещает дискриминацию по национальному признаку: компании, годами нанимавшие российских моряков, просто перестают это делать, ссылаясь на отсутствие вакансий», – говорит председатель Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков Людмила Измалкова в интервью «АиФ Калининград». 

– Как сейчас обстоит ситуация с визами для моряков?

– С визами у моряков, как и всех россиян, – проблемы. Причины те же – санкции. Раньше моряки открывали визы самостоятельно, сейчас сделать туристическую визу самостоятельно практически невозможно – приходится обращаться в круинг, что автоматически поднимает ее стоимость, так как последним для этого приходится держать в штате сотрудников, которым нужно платить зарплату. Кроме того, консульства требуют указать конкретную дату прихода судна, на которое должен сесть моряк в порту, чтобы разрешить въезд на эту дату – плюс-минус 1-2 дня. А это нереально, ведь пароход – не поезд, всякое бывает. Сроки рассмотрения документов тоже увеличились. Многие компании адаптировались: меняют моряков в безвизовых странах, но это отразилось на увеличении продолжительности контрактов – на 1-2 месяца. 

– Почти все банки сейчас под санкциями. Есть ли проблемы с получением зарплаты?

– Конечно, и довольно серьезные. Райффайзен Банк, на который, можно сказать, молились все, кто работает у иностранных работодателей, ввел комиссию – 50% от суммы перевода. У моряков остаются три варианта: получать деньги через банк дружественных стран, не попавший под санкции, то есть открыть счет и получать зарплату в долларах или евро; пользоваться электронным кошельком MarTrust, но открыть счет должен судовладелец; получать зарплату наличными на борту. Матросу, который за 4 месяца заработает до 10 тысяч долларов, последний вариант, может, подходит, так как на территорию РФ без декларации в 2023 году разрешено ввозить не более 10 тысяч долларов США или эквивалентной им суммы в любой валюте мира. А что делать капитану, у которого зарплата чуть ли не 10 тысяч долларов в месяц? Остается прятать, передавать излишки знакомым или открывать счет в Казахстане или Армении.

– С какими еще проблемами сегодня сталкиваются моряки?

– Для тех, кто ходит под российским флагом, существенно подорожала медкомиссия, но это проблема российского работодателя, который ее оплачивает. Моряк проходит обследование за свой счет, потом предоставляет чек, и ему компенсируют расходы. 1 марта этого года вступил в силу соответствующий приказ Минздрава. Если раньше медкомиссия для плавсостава стоила 3,5-5 тысяч рублей, то теперь 15-20 тысяч рублей. Расширился и перечень врачей, которых нужно пройти, и анализов. Например, раньше не было энцефалограммы головного мозга, гастроскопии, УЗИ органов брюшной полости.  С другой стороны, это не плохо – пройти более широкое обследование: никому не хочется оказаться на судне за тысячу километров от земли с прободением язвы желудка.  

В море тоже немало трудностей – замкнутое пространство, отсутствие постоянной связи с домом, стесненные условия – все это не может отразиться на общем состоянии. К тому же мировой флот стареет, соответственно, ухудшаются бытовые условия на судах, работы в рейсе меньше не становится. Проблем хватает – и в море, и на берегу.

– Ощущается ли в связи с этим дефицит кадров? 

– Недостатка в матросах нет, а вот капитаны, старшие механики и вторые механики нарасхват, их действительно не хватает. 

– Бытует мнение, что с судна легче призвать моряка. Так ли это на самом деле? 

– Нет, конечно. Если человек официально подан в федеральный розыск, как уклонист, в отношении него возбуждено уголовное дело, то его задержат при пересечении границы, а моряк в таком случае даже до судна не доберется. В Калининграде был случай, когда с буксира сняли боцмана – он был в розыске: то ли за время нахождения в море в отношении него возбудили дело как на уклониста, то ли ему закрыли выезд как попадающему под мобилизацию. Мы не выясняли подробностей – в Российский профсоюз моряков за помощью он не обращался.

– Многие помнят ситуацию с траулером Archimedes, который застрял у берегов Мавритании без топлива и еды с 29-ю калининградскими моряками на борту. Судовладелец бросил судно и экипаж. Насколько наши ребята защищены за границей?

– Так сложилось, что права моряков, работающих на транспортных судах, защищает Конвенция о труде в морском судоходстве. На рыбаков она, к сожалению, не распространяется. Коллективными договорами покрыто около 70% мирового флота, в России – примерно 50%. На судах, где есть колдоговоры Международной федерации транспортников, зарплата матроса минимум 1800 долларов в месяц. Без договора зарплата колеблется в пределах 800-1000 долларов. 

Рыбаки, которые работают под иностранным флагом, фактически, не защищены. Случай с Archimedes в этом плане показателен. Если судовладелец пропал, концов не найти. К слову, на том же Archimedes до сих пор сидят трое членов экипажа, один из них – калининградец. Мать хочет, чтобы он вернулся домой, но он решил дождаться продажи парохода, чтобы получить свои деньги. К слову, вмешательство профсоюза и российского МИДа помогло: власти Мавритании снабжают наших соотечественников продуктами, водой и топливом. Моряки поддерживают судно в рабочем состоянии и ждут продажу. Это долгий процесс. Последние несколько лет таких случаев стало на порядок больше. Еще одно брошенное судно с калининградскими моряками на борту стоит в Гане.

– Есть черный список проблемных компаний?

– Негласный есть. К недобросовестным работодателям попадаются моряки с халатным отношением к трудоустройству, которые даже ленятся вбить в поисковик название судна. Судовладелец того же Archimedes с 2014 года то на одном пароходе не платил зарплату, то на другом. Информации об этом полно в свободном доступе. В том числе моряки на форумах обсуждают компании. Немало случаев, когда обещают золотые горы, а в итоге люди вынуждены покупать себе рабочую одежду и билет домой. В контракте указывают сумму в 15 тысяч рублей, а остальные деньги – на словах. И только, отработав контракт, моряк понимает, что его обманули, и больше того, что прописано в документе, он не получит. Помочь в такой ситуации практически невозможно. Один из обманутых моряков даже показывал фотографию: на переборке судна висела бумажка с внушительной обещанной зарплатой, просто бумажка – без единой подписи и печати.

К слову, сейчас есть две проблемные калининградские рыболовные компании: одна постоянно обманывает, вторая платит, но у нее очень старый флот, невысокий заработок, плохое снабжение. Чаще всего на них и жалуются. Назвать не могу, но проконсультировать профсоюз может.

– Случаи с захватом судов пиратами остались в прошлом?

– Их меньше не стало. Они меняют тактику, нападают на суда там, где их не ждут. В апреле захватили троих моряков с судна, на котором работали, в том числе россияне. Экипаж судна комплектовался калининградским круингом. Капитан – наш земляк, его помощники – из Грузии. Судно стояло на рейде. Пираты подошли ночью на лодке: забрались на борт, захватили экипаж и три недели держали моряков в плену, пока судовладелец не вызволил их. Живые, здоровые вернулись домой. 

– Что посоветовать молодежи, которая собирается в первый рейс?

– Для начала – собрать весь комплект документов, а также решить – рыболовное судно или все-таки торговый флот. Найти список круингов и разослать в них резюме. Не просто отправить, а через пару дней позвонить и уточнить – взяли или нет. Чтобы попасть на хорошее судно, выпускнику нужно отлично знать английский язык. Лучше заранее получить какую-нибудь дополнительную профессию – сварщика, токаря, лебедчика. Это будет важным преимуществом перед конкурентами. Еще совет – вступить в Российский профсоюз моряков и идти в море под защитой. Тогда многих ошибок удастся избежать. 

РПСМ настоятельно рекомендует морякам вступать в профсоюз, а перед трудоустройством – проверять компанию и судно.

Фото – МОТ


↑ 

Наверх