05.07.2023

«Морзянка»: почему ее нельзя забывать

Год назад на здании Дальневосточного морского пароходства (Алеутская, 15) был открыт барельеф, посвященный радисту-морзянщику, это памятник в городе появился настойчивости жителя Владивостока, проработавшего 32 года (с 1965-го по 1977-й) на флоте радистом. Григорий Григорьевич Белан из поселка  Новый рассказал ресурсу dv.kp.ru, почему ему было так важно увековечить этот образ: «Пожалуй, не все знают происхождение слова «Морзе», а между тем связано оно с американским гражданином, который в 1938 году с помощью световых сигналов обозначил каждую букву латинского алфавита. Уже в 1890-х наш ученый Александр Попов стал использовать в беспроводной связи азбуку Морзе, но уже в русском алфавите. Радистов, которые осваивали механику, называли морзянщиками.

Связь и азбука были особенно важны в мореплавании. Потому как главное предназначение морзянки - сохранность кораблей и человеческих жизней, оперативное управлением флотом. 500 лет назад, в первой кругосветке Фернана Магеллана, затонула половина его команды. Три года никто об этом даже не знал!.. Если бы тогда существовала радиоморзянка, может, она могла бы спасти путешественников.
И сейчас, спустя два десятилетия после ухода на заслуженный отдых, я очень благодарен судьбе, что позволила мне выбрать профессию морского радиста-морзянщика. Работа нелегкая, но интересная».

Три точки, тире, три точки
Мемориал на здании ДВМП появился силами Григория Григорьевича Белана – на это ушло много лет и сил. Спонсора и скульптора просто так не найдешь. На барельефе – радист с ключом Морзе и в наушниках во время сеанса связи на фоне морских часов. Почему на них обозначены два сектора по три минуты? Так называемые минуты молчания – в это время радисты всего мира прекращают любую работу и внимательно вслушиваются в эфир на «Частоте вызова и бедствия» 500 кГЦ. Море – зона повышенной опасности. И если какое-либо судно терпит бедствие, именно в эти минуты может последовать сообщение о помощи.
– За многие годы работы на море мне не раз доводилось принимать сигналы, обозначенные тремя буквами:  SOS (три точки, три тире, три точки). И на помощь уже шли более близкие к месту бедствия суда – а дальним это не требовалось, – рассказал  Григорий Григорьевич Белан. – Однажды принятый мною сигнал бедствия помог спасти человека. В феврале 1974 года теплоход «Лахта», где я работал начальником радиостанций, шел в Тихом океане вдоль берегов Японии. На вахте на частоте 500 КГц раздался сигнал тревоги, следом – бедствия. Помощи просило сахалинское судно «Яна». Сообщение я тут же передал капитану Веселову, и наше судно, сменив курс, полным ходом направилось в район бедствия. На «Яне» вышел из строя двигатель. Экипаж уносило дрейфом к скалистым берегам Японии. Час, другой – и все, мелководье. Но мы успели вовремя. Наше судно буксиром доставило «Яну» в Находкинский судоремонтный завод.
Доводилось, вспоминает Григорий Григорьевич, спасать суда с помощью радиоморзянки и первой в мире женщине-капитану Анне Щетининой. В годы Великой Отечественной войны она курировала перевозки грузов по ленд-лизу из Америки во Владивосток: «Берингово море, декабрь 1943 года, шторм: в корпусе теплохода «Валерий Чкалов» образовалась большая трещина, и его капитан Александръ Шанцберг просил о немедленной помощи. Сигнал SOS принял радист теплохода «Жан Жорес», где и была капитаном Анна Ивановна. Ее команда подошла к «Чкалову», но увидела страшное – теплоход разломился на две неравные части. Под умелым руководством Анны Щетининой ее теплоход взял на буксир половину «Чкалова». Половину судна «держали» буксирным тросом».
К слову, помогли тогда и сигнальщики. Вот что гласит один из текстов светограммы:
«Экипаж «Валерия Чкалова» благодарит экипаж «Жана Жореса» за быструю действенную помощь в трудных условиях. Буксир закреплен. Капитан Шанцберг».
И это лишь два примера спасения людей и судов при помощи сигналов Морзе! Всего же за столетнее существование этой радиосвязи во всем мире удалось сохранить тысячи кораблей и порядка миллиона человеческих жизней. Герои этой гуманной миссии, говорит Григорий Григорьевич – морзянщики.
К теории!
Радисты могли передавать всю корреспонденцию. В случаях не прохождения сигналов сотрудники флота ухитряются «вылавливать» радистов с других судов, у кого связь с берегом «держится». И через них, как через посредников, отправляют свою информацию нужным адресатам. То есть любыми путями способствуют оперативности связи - а значит, и безопасности плавания.
А знали ли вы, что начальник судовой радиостанции – не только радист, но и специалист по обслуживанию навигационных приборов? Среди этих устройств радиолокатор (радар) – прибор, особенно ценный при тумане и в ночное время, так как на его экране видна вся окружающая местность на расстоянии десяти километров. Пеленгатор умеет определять координаты. Гирокомпас ведет корабль по заданному курсу, а эхолот – фиксирует глубину моря. Ларг, как спидометр автомобиля, фиксирует скорость. И во всем этом разбирается начальник радиостанции! В общем, с недокомплектом экипажа выйти в море можно было, а без связиста – никак.
Теперь капитан может сам, без участия радиста, прямо из своей каюты (в любой точке мирового океана) набрать нужный код и как по сотовой связи дать сигнал любому судну или берегу. Необходимость в морзянке отпала, но разве азбуку спасения можно забыть?
– Целое столетие легендарная морзянка, с 1895 по 2000 годы, служила верой всему миру. Разве можно ее забыть? – спрашивает Григорий Григорьевич.
Благодарность
Вот и мы думаем: нельзя.
 В 2013 году Григорий Григорьевич Белан обратился с письмом в администрацию города. Приложил проект: фотографию радиста у радиоприемника в наушниках и с ключом Морзе <…> : «Мою идею решительно поддержали руководители Дальневосточного морского пароходства, председатель Приморского отделения Русского Географического общества Алексей Буяков, начальники радиоцентров пос. Морской Николай Морозов и пос. Рыбачий Евгений Боровский, капитан дальнего плавания Геннадий Воронин и многие бывшие радисты-морзянщики». Но, к сожалению, реализация затянулась. Несмотря на шесть лет волокиты, радист не сдавался. Поддержали проект в ДВМП, а скульптором выступил Георгий Шароглазов. Памятник стал новой оригинальной достопримечательностью Владивостока.
По материалам  dv.kp.ru (в авторстве Руслана Новикова и Григория Белана)

Фото: Wikimedia Commons/Karl Gruber, CC BY-SA 4.0

↑ 

Наверх