04.07.2023

Госдума приняла закон об автономных судах

Депутаты Государственной думы приняли в третьем чтении закон, регламентирующий эксплуатацию автономных судов, следует из материалов системы обеспечения законодательной деятельности. Документ определяет понятие автономного судна, регламентирует состав экипажа, в том числе внешнего, и специального персонала, обязанности капитана и требования к управлению автономным судном, перевозку груза и (или) пассажиров. 

В пояснительной записке к закону отмечается, что в настоящее время крупные компании и международные консорциумы ведут разработки технических средств для автономных судов. Аналогичные работы проводятся и в России, поскольку «автономное судовождение является крайне перспективным направлением развития морского и внутреннего водного транспорта, и в ближайшее время ожидается его повсеместное использование». При этом для реализации плавания автономных судов недостаточно разработать и внедрить только технические средства и построить новое судно, необходимо создать правовые основы возможности их использования, поскольку существующее законодательство построено в парадигме нахождения на судне экипажей, которые и управляют судами.

В связи с этим был разработан проект закона, которым вносятся изменения в Кодекс торгового мореплавания (КТМ РФ) и Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ РФ), законы о морских портах и транспортной безопасности. КТМ РФ и КВВТ РФ дополняются определением автономного судна двух видов: полуавтономные суда и полностью автономные суда. В законе предлагается включить в перечень судов, которые может зарегистрировать Российский международный реестр судов (РС), и автономные.

Помимо этого в нем уточняются нормы, касающиеся лоцманской проводки в части их применения к автономным судам. Кроме того, определяются обязанности судовладельца по обеспечению выполнения требований в части безопасности мореплавания, уменьшения влияния и контроля негативного воздействия судна на окружающую среду, управления автономным судном, включая судовождение, меры по обеспечению наблюдения за автономным судном и лиц, обеспечивающих наблюдение и управление. Также определяются особенности требований к экипажу полуавтономного судна. Устанавливается, что управление автономным судном «внешним экипажем» может быть поручено судовладельцем специализированной организации. Закон о морских портах дополняется нормами в отношении участков морских путей, в которых установлены особенности плавания автономных судов или в которых осуществляются испытания морской техники, в том числе автономных судов.

«Для эксплуатации полуавтономных судов не потребуется значительной реконструкции имеющихся технических средств портовых систем управления движением судов. Для полностью автономных судов такая реконструкция может быть произведена в рамках плановой модернизации систем управления движением судов их собственниками», –  отмечается в пояснительной записке.

Одновременно с этим закон запрещает плавание автономных иностранных военных кораблей и других автономных государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, во внутренних морских водах и территориальном море России за исключением случаев, когда получено разрешение Минобороны.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что вопрос о полностью автономных судах уже давно является предметом острых дебатов в отрасли, а за последнее время было реализовано несколько проектов по их интеграции в коммерческие операции. «Создание нормативно-правовой базы – лишь малая часть того, что необходимо для безэкипажного судоходства, – добавляют в РПСМ. – Так, автономному или полуавтономному флоту требуется собственная инфраструктура – новые терминалы, диспетчерские центры, интеграция в электросеть, а главное – специалисты, которые смогут обслуживать новые технологии. Поэтому, скорее всего, большинство судов все же будет иметь экипажи. Тем не менее отрицать, что новое лицо индустрии уже формируется, глупо – готовить специалистов нужно заранее».

По материалам portnews.ru; фото – commons.wikimedia.org


 


↑ 

Наверх