29.06.2023

Рыболовные суда имеют те же права и обязанности, что и крупные грузовые суда

Морской Институт (Nautical Institute) сообщает об инциденте с танкером, груженным нефтяным конденсатом. Судно шло со скоростью около 10 узлов в темное время суток, однако видимость была хорошая. Судно проходило вдоль береговой линии, в зоне, где было много рыболовных судов.

Вахтенный помощник оценивал положение различных объектов радиолокационного наблюдения для предотвращения столкновений. Прибор показывал объект справа по борту  с пеленгом 022 градуса на расстоянии  примерно 5,5 морских миль. Вахтенный помощник и впередсмотрящий обсудили тот факт, что дистанция пересечения курса была близка к нулю. Вскоре после этого разговора находившееся поблизости рыболовное судно, также по правому борту, и идущее почти встречным курсом, попыталось выйти на  связь с танкером. Когда рыболовное судно было примерно в 2 морских милях от танкера, вахтенный помощник отдал распоряжение впередсмотрящему  подать рыболовному судну сигнал, используя сигнальную лампу Алдиса. В следующие минуты вахтенный помощник увидел, как рыболовное судно изменило курс влево, чтобы пройти за кормой их судна. Теперь он обратил свое внимание на другой объект –  сухогруз по их правому борту, идущий со скоростью около 13 узлов, и попросил впередсмотрящего подать сигнал уже сухогрузу – пятью вспышками, чтобы привлечь его внимание. Возможно, в этом момент можно было услышать, как вахтенный помощник говорит впередсмотрящему: «Мы должны принять меры. Но что я могу сделать в этой ситуации? Справа по борту места нет».

Примерно в это же время на балкере произошла смена вахты. Новый вахтенный помощник увидел танкер на АИС, но предположил, что это рыболовное судно. Судя по всему, танкер не представлял собой радиолокационный объект, и, похоже, что команда мостика балкера не заметила танкер визуально.

Когда расстояние между двумя судами сократилось еще больше, вахтенный помощник танкера позвонил капитану и доложил ему об опасной ситуации. В последнюю минуту вахтенный помощник танкера отдал приказ «резко право на борт», как раз в этот момент капитан зашел на мостик. Однако маневр был выполнен поздно, избежать столкновения не удалось,  и носовая часть сухогруза врезалась в  правый борт танкера. В результате столкновения произошла утечка нефтяного конденсата, который быстро загорелся и спровоцировал несколько  взрывов. Через несколько минут судно, включая мостик, охватило пламя.

Все 32 члена экипажа на борту танкера были объявлены погибшими или пропавшими без вести, а само судно затонуло. Сухогруз получил обширные  повреждения носовой части, в нескольких других местах судно обгорело. Экипаж сухогруза смог эвакуироваться, моряков спасло находившееся рядом рыболовное судно.
В ходе официального расследования, среди прочего, были установлены следующие обстоятельства произошедшего: ни одно из судов не следовало правилам предотвращения столкновения судов. Танкер, как судно, уступающее дорогу, должен был предпринять заблаговременные и существенные действия, чтобы избежать столкновения. Сухогруз, как судно, которому уступают дорогу, должен был принять меры, когда стало очевидно, что его бездействие неизбежно  приведет к столкновению. Хотя вахтенный помощник сухогруза заметил танкер с помощью АИС, он предположил, что это рыболовное судно, но не убедился в этом  визуально.

Извлеченные уроки
Танкер, как судно, уступающее дорогу, должен был предпринять заблаговременные и существенные действия. Вахтенный помощник, похоже, считал, что свернуть вправо –  единственный выход из положения, но поскольку справа по борту от танкера находились другие суда, он ничего не предпринял. Если бы он грамотно снизил скорость, то  и рыболовное судно, и сухогруз успели бы пройти впереди него.
– Имея судно по правому борту с нулевым расстоянием до точки наибольшего сближения (CPA), не следует думать, что только потому, что это рыболовное судно, оно само изменит курс, чтобы избежать столкновения с вашим судном. Рыболовные суда имеют те же права и обязанности, что и крупные грузовые суда, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. –
Использовать сигнально-проблесковую лампу  с целью привлечения внимания приближающегося судна можно в качестве дополнительного средства и в непосредственной близости от объекта. Но когда  судно, уступающее дорогу, использует сигнально-проблесковую  лампу для предупреждения других судов о своем присутствии вместо того, чтобы предпринять необходимые действия в соответствии с МППСС (Международные правила предупреждения столкновений судов в море), оно тем самым нарушает эти правила.

ПО материалам Safety4sea.com
Перевод: Елена Засыпкина, РПСМ
Фото: Niels Johannes / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0,

↑ 

Наверх