РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Морской Институт (Nautical Institute) сообщил об инциденте с большим контейнеровозом во время лоцманской проводки, когда в темное время суток судно шло по узкому фарватеру. В качестве основного средства навигации лоцман использовал свой портативный лоцманский комплект (PPU). Он объяснил, что всегда так делает, потому что привык полагаться только на свои приборы, хотя сбоев в работе навигационного оборудования на этом судне зафиксировано не было.
Когда заступающий на вахту помощник капитана прибыл на мостик, лоцман управлял судном и при этом разговаривал по мобильному телефону, как и в течение последних 47 минут, причем это был личный звонок. Примерно через 8 минут после того, как заступивший на вахту помощник капитана поднялся на мостик, лоцман закончил телефонный разговор и отдал команду «полный вперед». Вскоре после этого лоцман совершил еще один личный звонок со своего мобильного телефона, который длился примерно 4 минуты и отправил изображение текстового сообщения другому лоцману по не имевшим срочности рабочим вопросам. Когда судно подошло к точке изменения курса, лоцман приказал взять курс 161°. Рулевой подтвердил получение этого приказа. Примерно через 2 минуты лоцман стал рассматривать на экране своего PPU изображение, имевшее отношение к другому рейсу. Затем он стал делать скриншот этого изображения. Эти действия отвлекли его внимание; теперь он был занят сохранением скриншота и отправкой делового письма другому лоцману, все эти действия не носили срочный характер. Тем временем судно пересекло полосу для входящих судов, пропустив очередное изменение курса вправо.
Вахтенный помощник забеспокоился и обратил внимание лоцмана на то, что курс судна составляет 161°, а скорость – примерно 13 узлов. Лоцман, продолжая смотреть в свой телефон, устно подтвердил то, что сказал вахтенный помощник, но не предпринял никаких действий. Затем вахтенный помощник указал лоцману на то, что показания на его PPU не совпадают с изображением на экране ECDIS судна, и он был прав, поскольку на PPU лоцмана по-прежнему было изображение с предыдущего рейса, скриншот которого лоцман хотел сделать. Лоцман убрал свой мобильный телефон и стал использовать ECDIS судна. Сначала он отдал приказ сделать поворот направо на 15°, а примерно через 20 секунд – "право руля!". Вскоре после этого судно село на мель за пределами канала.
Судно пыталось сняться с мели своими силами, маневрируя и работая двигателем, затем к спасательной операции привлекли буксиры. Однако всё было безуспешно. Судно удалось снять с мели, только углубив канал вокруг него и сняв с борта 505 контейнеров. Вся спасательная операция заняла 35 дней.
– Независимо от того, лоцман вы, вахтенный помощник или капитан, если находясь в рулевой рубке вы участвуете в управлении судном, вы должны перевести свой мобильный телефон в авиарежим, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Иначе проблем не избежать.
Когда вахтенный помощник сообщил лоцману курс и скорость, то надеялся, что тот что-то предпримет, но ответных действий не последовало. Вахтенный помощник указал лоцману на то, что изображение на его PPU не совпадает с изображением на экране ECDIS судна. Двух минут, которые прошли между первым обращением вахтенного помощника к лоцману и моментом, когда он, наконец, отреагировал на замечание, вероятно, хватило бы, чтобы избежать посадки на мель.
– Да и вахтенный помощник должен был проявить твердость и убедиться в том, что лоцман его услышал и все правильно понял, – убеждены в РПСМ. – Его излишняя робость обернулась боком: судно не только пропустило точку смены курса, но и село на мель, выбыв из рабочего графика на 35 дней.
По материалам Safety4sea.com
Фото: New Zealand Defence Force, CC-BY-2.0
Наверх