16.06.2023

Как 50 лет назад судно «Академик Берг» столкнулось с подлодкой К-56

Вечером 13 июня 1973 года на одном из полигонов Японского моря проводилась экспериментальная стрельба ракетами с подлодки К-56, крейсера «Владивосток» и ракетного корабля «Упорный». Экипаж подлодки справился отлично – все ракеты попали в цель. В приподнятом настроении моряки возвращались на базу, где их поджидал командный состав.

Кроме экипажа на борту подлодки находился офицерский состав лодки К-23 и специалисты-наладчики из Ленинграда.

Около девяти вечера все присутствовавшие собрались в кают-компании выпить чаю. Затем два капитана остались поиграть в нарды, большинство же отправилось спать. В жилом аккумуляторном отсеке на ночь устроилось 36 человек – вдвое больше положенного. Еще около 20 человек ночевали в носовом торпедном отсеке.

14 июня в час ночи подлодка огибала мыс Поворотный в Приморском крае. Идти до базы оставалось еще около четырех часов.

В это же время поблизости проходило исследовательское судно «Академик Берг». На сопровождавшем подлодку «Владивостоке» его заметили и передали информацию на К-56. Но радиолокационная станция, которая показала бы, где находится судно, на подлодке была выключена. Обогнув мыс, она неожиданно оказалась в полосе плотного тумана. Когда из него вдруг навстречу вынырнул «Академик Берг», командир К-56 отдал приказ: «Полный назад!», но было поздно.

«Начать борьбу за живучесть корабля!»

«Академик Берг» протаранил подлодку, буквально вспоров корпус между первым и вторым отсеком. В пробоину тут же хлынула вода.

Сразу после удара капитан первого ранга Ленислав Сучков выскочил из каюты и скомандовал по громкой связи: «Во втором отсеке пробоина! Задраить переборки! Начать борьбу за живучесть корабля!» Эта команда была последней записью в вахтенном журнале центрального поста.

В первом и втором отсеках находилось 49 человек. Отсеки пришлось изолировать вместе с оставшимся в них экипажем. Несколько человек все же смогли прорваться в другой отсек, но через проход в него тоже стала поступать вода.

– К двери лаза бросился Леонид Пшеничный, командир пятой боевой части К-56. Он закрыл лаз и прикрыл собой поворотный механизм, чтобы никто не смог его открыть. Он так и умер: повиснув на двери, не выпуская из рук поворотного руля, – вспоминал чудом выживший штурман Лукьян Федчик. За полчаса до столкновения он ушел из второго отсека.

Шансов не было

Моряки во втором отсеке погибли за пару минут. На нижней палубе второго отсека находились огромные аккумуляторы, в которые попала вода, запустившая химическую реакцию с обильным выделением хлора. Шансов спастись не было.

– Командир подлодки и другие офицеры разговаривали с ними по переговорному устройству. Они успокаивали их, обещая, что лодка идет к берегу, скоро их спасут, но сами они понимали, что не успеют это сделать, – рассказывал Федчик.

А тем временем стало заливать и первый отсек. В нем находилось 22 человека, в основном члены экипажа К-23. Отсек располагал всего семью дыхательными аппаратами, на каждом из которых были бирки с именами членов экипажа К-56, что означало гибель для 15 человек из другого экипажа, самому старшему из которых, лейтенанту Александру Кучерявому, было всего 25 лет.

Заделать пробоину не удалось, не вышло и откачать воду помпой. Экипаж перебрался на палубу выше. Через оставшийся открытым отливной клапан помпы вода стала поступать еще быстрее. Закрыть его удалось моряку Степану Казаны: в полной темноте он проплыл через два затопленных люка.

К этому моменту вода поднялась настолько, что взобравшиеся на койки люди по грудь стояли в ледяной воде. До потолка оставалось всего полтора метра.

В отсеке заканчивался кислород. Кучерявый уже был готов попытаться спасти экипаж, выбравшись из лодки через аварийно-спасательный люк. Шансы выжить были невелики, но при затоплении отсека они вообще бы оказались равны нулю.

В этот момент по общекорабельной связи раздалась команда: «Внимание! Приготовиться к удару о грунт».

Картина была страшной

Штурману удалось найти отмель и вывести к ней лодку. Она села на отмель так мягко, что выжившие этого почти не почувствовали. Подлодку уже поджидала помощь: буксир, спасательное судно, торпедолов.

После спасения выживших водолазы начали извлекать трупы, но выскочили из затопленного второго отсека с криками: «Они там живые, шевелятся!». Конечно, это было не так. В воде тела моряков приняли вертикальное положение, а стоило к ним прикоснуться, как они начинали двигаться, шевеля руками. Их позы и лица были неестественны и искажены гримасами ужаса. Водолазы не были психологически готовы к такой картине.

– Когда начались спасательные работы по извлечению тел погибших, то перед каждым заходом спасателям наливали по сто граммов спирта. Но и это не всегда помогало –  картина была страшной. Некоторые матросы, отравившись газом, умерли во сне. У кого-то даже застыла на лице улыбка, видимо, что-то хорошее снилось, – вспоминал Федчик.

На следующее утро пробоину в борту К-56 заделали цементом, осушили затопленные отсеки и подлодку отбуксировали в док в бухте Чажма. Там временно заделали пробоину, а после отогнали на ремонт в приморский город Большой Камень. Уже через шесть месяцев, 19 февраля 1974 года, К-56 вышла на ходовые испытания.

Беспечность экипажей

«Академик Берг» же отделался легкой царапиной. Капитан обвинил в случившемся своего помощника, самовольно изменившего курс судна и не поставившего командование в известность. Оказавшись в районе с плохой видимостью, «Академик Берг» не подавал противотуманных сигналов.

По результатам расследования, причиной трагедии было признано невыполнение Международных правил по предупреждению столкновений судов в море, распространяющихся и на подводные лодки, идущие надводным ходом: выключение на К-56 радиолокационной станции ночью в тумане, низкая организация вахтенной службы, беспечность экипажей. 

Так, подводная лодка в сложившейся той ночью ситуации должна была пропустить «Академика Берга» вперед и подождать, пока он отойдет на безопасное расстояние, а экипаж исследовательского судна, видя, что этого не происходит, обязан застопорить ход и дать предупреждение световыми сигналами. Ни того ни другого не произошло.

С 27 погибших моряков обвинения были сняты: их похоронили как героев.

Бдительность – ценное качество

В Российском профсоюзе моряков подчеркивают, что умение в любой ситуации сохранять бдительность – пожалуй, одно из самых ценных качеств на флоте. Однако на практике это непросто, особенно после долгих месяцев напряженной работы. Оценке рискам и мерам предосторожности всегда нужно уделять первостепенное внимание, особенно это важно делать при непогоде. Трагедия, произошедшая 14 июня 1973 года, – напоминание об этом. 

По материалам «Вести:Приморье», «Газета.ru»; фото – из архивов Военно-морского флота


↑ 

Наверх