15.06.2023

Пренебрежение оценкой риска может закончиться трагедией

На танкере во время шторма произошел нечастный случай: при проверке якорных креплений на фальшборт хлынуло огромное количество воды – визуальный контакт с боцманом и старпомом был потерян. Морской Институт (Nautical Institute), подробно описывающий инцидент во избежание его повторения, напоминает морякам, что следует проявлять крайнюю осторожность в случаях, когда средняя высота волны достигает уровня надводного борта. 

Несчастный случай произошел на идущим в грузу танкере. Система прогноза погоды на маршруте предупреждала, что ожидаются волны высотой более шести метров, поэтому судно снизило скорость до 5-6 узлов, чтобы уменьшить вероятность попадания волн на палубу.

Инцидент

Из-за штормовой погоды выход на главную палубу был запрещен за исключением случаев, когда на это давал специальное разрешение капитан. Информацию об этом разместили на доске объявлений. Утром рокового дня сработала трюмная сигнализация, которая предупреждала о том, что требуется проверить боцманскую кладовую. 

Капитан и вахтенный офицер находились на мостике и оценивали погодную обстановку: море сильно штормило. На нос по правому борту попадали брызги, но на палубу волны не накатывали, в носовой части по левому борту она оставалась сухой. Танкер сменил курс, чтобы обеспечить лучший подветренный ход, и капитан разрешил старшему помощнику и боцману пройти в носовую часть судна по безопасному переходу, чтобы проверить кладовые. Через несколько минут старпом доложил, что они вошли внутрь – все было сухо, и заодно проверили устройства трюмной сигнализации, убедившись, что они исправны. Капитан попросил старпома осмотреть якорные крепления, прежде чем вернуться на корму. Через несколько минут он доложил, что крепление левого якоря, ослабло, поэтому собирается его затянуть.

Вскоре после этого капитан увидел возле носа волну, которая казалась несколько больше остальных. Он предупредил старпома по УКВ-радио, но через несколько секунд огромное количество воды хлынуло на фальшборт. Визуальный контакт со старпомом и боцманом был потерян.

На судне объявили общую тревогу. Танкер замедлил ход и маневрировал так, чтобы волны были позади, после чего спасательная команда отправилась туда, где до наката волны находились моряки. Их нашли и отнесли в судовой лазарет. Старший помощник был без сознания, на голове у него зияла глубокая рваная рана, были выбиты зубы, он тяжело дышал и стонал. Боцман оставался в сознании и смог сказать, что испытывает очень сильные боли в спине, еще у него оказались сломаны левая нога и левое запястье. 

Вернуться в порт было проблематично из-за отдаленности и плохой погоды, а вертолет медэвакуации не смог приблизиться к судну. Тогда договорились, что на помощь придут военные, но прихода кораблей нужно было жать 8-10 часов. В течение дня оба моряка скончались. 

Расследование

Расследование показало, что волна, значительно превышавшая те, которые наблюдались ранее, обрушилась на судно, когда старпом и боцман находились на носу. Среди прочего следствие установило, что из судового лазарета выйти на связь по портативному спутниковому телефону было невозможно. С медицинской службой (RMA) можно было связаться только по спутниковому телефону с мостика, но лазарет находился пятью палубами ниже. Рекомендации по оказанию неотложной медицинской помощи, которые диктовали специалисты RMA, нужно было передать в лазарет либо по спутниковому телефону, либо внутреннему телефону, либо с одним из членов экипажа. В отчете комиссии не уточнялось, могла ли прямая связь между медиками и теми, кто оказывал пострадавшим помощь в судовом лазарете, повлиять на спасение моряков. 

Уроки

Даже когда кажется, что профиль волн идет в одном направлении, всегда может существовать другая волновая модель. В сочетании они способны создавать волну значительно выше наблюдаемого среднего значения. Когда наблюдаемая средняя высота волны приблизительно равна высоте надводного борта судна, при выходе на палубу следует соблюдать крайнюю осторожность. Блуждающая волна может нахлынуть совершенно неожиданно, а последствия этого оказаться печальными.

В Российском профсоюзе моряков напоминают: работа на судне всегда сопряжена с рисками – о бдительности и мерах безопасности ни на секунду нельзя забывать.

Источник safety4sea.com; перевод – Елена Засыпкина, РПСМ; фото – РПСМ


↑ 

Наверх